Пришло время рассказать вам, друзья, про наше увлекательное путешествие по Башкирии. Поездка протекала под кодовым названием - Топ Гир Башкир :)
Интересная компания на 4 принципиально разных автодомах. Прицеп-капля с Тойотой 4Runer, кастенваген на базе Fiat Ducato (бывшая скорая помощь), полноприводный грузовик Мерседес с жилым модулем и пикап Додж Рэм с жилым модулем Пилигрим. Планировали посетить красивейшие места Башкирии, а заодно сравнить удобства и недостатки таких разных машин.
Самым шустрым на дальнем перегоне из Москвы в Уфу оказался внедорожник с "каплей". Лёгкий прицеп на машине с мощным пяти литровым мотором практически не чувствовался, и можно было топить на полную. У остальных крейсерская скорость на трассе составляла в районе 100 км/ч.
Первой точкой в Башкирии выбрали гору-шихан Торатау.
На подъезде есть организованная парковка, небольшой ресторанчик и благоустроенный туалет. Приятно удивил стиль оформления ресторана и качественная сувенирная продукция.
Поток туристов, поднимающихся на шихан был нескончаемым. Очень не хватало какой-то организованной лестницы, чтобы не сломать ноги на сыпучем спуске. Туристы разбредались с тропы по склону в поисках более надежной опоры под ногами.
По дороге к Шихану в кузове пикапа немного сполз вбок жилой модуль. Причина – ослабнувшее крепление. Пришлось расчехлить заднюю лебёдку у грузовика и вернуть жилой модуль на место. Вывод - в поездке, особенно по плохим дорогам, нужно следить за натягом крепления.
Возле Торатау никаких удобств для автодомов не было. Ни заправиться водой, ни слить нечистоты негде. В целом, надо сказать, что заправка водой вызывала трудности на протяжении всего путешествия. На автомойках в городах заправляться нам не давали. Один раз даже пришлось заправляться в аппарате с питьевой водой в Красноусольской, благо с собой были экспедиционные канистры.
Проще всего было грузовику, так как бак у него аж на 300 литров. Поэтому он заправился водой за поездку всего 2 раза, оба на деревенской ферме.
Спасали нас также изредка попадавшиеся колонки в деревнях .
И один раз пришлось заправляться из родника. Большой погружной насос грузовика оказался бесполезен, так как не помещался в мелкую воду. А вот мобильный душ неожиданно выручил. Его немного разобрали, нарастили шланг... и вуаля – баки полные!
У другого шихана Юрактау, на берегу реки Белая, встали на днёвку. Цивилизации или удобств рядом с шиханом не было, лишь стихийные поляны. Хорошие информационные стенды говорили о том, чем примечательно данное место для туристов. При этом гора оказалась тоже весьма посещаемой, многие приезжали с палатками встать на берегу реки или просто отдохнуть днём. Рядом стоял палаточный детский лагерь скалолазов из Салавата.
На длительной стоянке оценили преимущество солнечных батарей, электричества от которых всем вполне хватало, и лишь грузовичок игнорировал энергию солнца – его владелец заряжался от тяжеленного тарахтящего генератора.
С погодой нам не особо везло. И если дни ещё бывали солнечные и довольно тёплые, то вечером всегда было одинаково холодно и ветрено. В такой ситуации больше всех неудобства испытывал экипаж "капли". Готовить, стоя на холоде и ветру, было мягко говоря не комфортно.
А в кемпере Пилигрим всегда было тепло и уютно. Готовить в нём очень удобно, потому что столешница гораздо больше, чем в автодомах других экипажей. Только отсутствие горячей воды в кухонной мойке вызывало некоторый дискомфорт, поэтому по возвращении первым делом ставим бойлер на кухню!
Следующей точкой нашего маршрута был комплекс Воскресенского медеплавильного завода – памятника промышленной архитектуры дореволюционной России. Наш интерес вызвало и само здание, и современное благоустройство вокруг. Туристический центр в стиле Баухаус, современная детская площадка, тротуары.
Для кемперов парковки не было, но для обычных туристов на прилегающей территории разбили красивый парк, сделали архитектурную подсветку сохранившихся стен. Если от ближайшей деревни отъехать вверх по склону, то открывается прекрасный вид на реку, деревню и комплекс завода. В этой же деревне во время войны укрывались студенты московского художественного училища. В память об этом в деревне есть небольшая художественная галерея.
В национальном парке Башкирия мы поехали на Нугушское водохранилище. Часть его берега со стороны деревни была разбита на малюсенькие огражденные пятачки, заставленные столиками и столами для пикников. Так как сезон ещё не начался, людей практически не было. Мы встали на огромной поляне прямо на берегу, но из удобств там располагались лишь туалеты-скворечники.
На мой взгляд, здесь легко можно было бы благоустроить инфраструктуру для кемпинга, места для парковок предостаточно, виды великолепные, рядом деревня. Нужно лишь организовать воду, нормальный туалет и ровные площадки.
Утром оказалось, что стоим мы в конечной точке сплава по реке Нугуш, и берег заполнился уставшими водными туристами, собиравшими свои плавсредства.
Неподалёку нашёлся родник, что решило нашу проблему с дозаправкой водой.
На этой стоянке мы смогли оценить достоинства однообъемного автодома. В этот вечер наш кастенваген превратился в небольшую музыкальную сцену. Ведь стоило всего лишь сдвинуть боковую дверь, ииии…. нашему взору предстал…. рояль! Точнее, его младший брат - электронное пианино! И его талантливый хозяин-музыкант в обнимку с саксофоном. Друзья, концерт на сцене автодома – это прекрасно! По итогам кастенваген переименовали в скорую музыкальную помощь.
На стоянках экипажи задумывались о приёме душа. В грузовике оборудован полноценный душ, с бойлером ёмкостью 10 литров. Этого впритык хватает на одного человека, второму приходилось ждать нагрева новой воды.
В модуле Пилигрим душ работает через газовый проточный водонагреватель, тёплая вода не закончится. Но расслабляться не стоит, так как если слишком долго плескаться, то может закончиться сама вода в баке)))
В кастенвагене душа внутри нет, поэтому его экипаж использовал мобильный уличный душ. Процедура состоит из нескольких итераций: сначала кипятили воду в кастрюле, потом заливали её в мягкий резиновый бак с ручной помпой и уже после этого отправлялись принимать душ в быстросборной кабинке на улице.
А вот экипаж "капли" ванны принимал либо в реках и водохранилище, либо в гостинцах по пути.
Следующей точкой маршрута стали Красноусольские минеральные источники, надо же было посетить места, где такая прекрасная вода разливается, что спасла нас в пути))
Здесь мы обнаружили асфальтированный платный паркинг, магазин «Всё для кемпинга» и… более никакой инфраструктуры для кемпинга . Однако охранник парковки охотно предложил нам на ней переночевать.
Территория, вдоль геологического разреза Услока оказалась хорошо благоустроенной, пешеходные дорожки, стенды с информацией для туристов, купели с сероводородной водой, оборудованные закрытыми раздевалками, и красивый храм Табынской Богоматери, расположенный на возвышенности.
Посмотрев под проливным дождём геологический разрез Усолка и храм мы бодро двинулись в сторону скалы Уклы-Кая, где и встали на ночёвку.
Деревенька, расположенная перед скалой, отсечена рекой и чтобы попасть в неё кратчайшим путем, нужно пересечь один из бродов. Для пешеходов есть подвесной мост, состояние которого внушило нам некоторые опасения, тем не менее до скалы мы добрались, хоть нас чуть не сдуло нереальным ветром.
Здесь для туристов сделан асфальтовый паркинг и мусорные баки. В 100 метрах от паркинга расположился лагерь ежегодного фестиваля по стрельбе из лука. Бутафорские юрты и деревянная конструкция-мишень выглядели очень колоритно.
По дороге обратно успели заехать в Аскинскую ледяную пещеру. На подъезде для туристов обустроена парковка, на которую, правда не поместился ни внедорожник с прицепом, ни грузовики, лишь минивен смог найти себе там место среди легковушек. Рядом расположились беседки для отдыха и ожидания своей очереди, мангалы и туалет. При желании можно было бы набрать воды из чистой горной речки.
Экскурсии в пещеру организованы за небольшую плату. В гору к пещере ведёт обустроенная пешеходная тропа. Экскурсоводы увлечённо простым доступным языком рассказывают историю и особенности этой ледяной пещеры. Нас впечатлила и сама пещера и проведённая экскурсия.
Много куда не добрались в этот раз из-за сжатых сроков поездки, но с другой стороны, есть повод вернуться. Что же касается отдыха на автодомах в Башкирии, то инфраструктура для них практически отсутствует. При этом дороги, ведущие к интересным местам, находятся в приличном состоянии. Везде довольно чисто и ухожено. Природа Башкирии оставляет неизгладимое впечатление, разнообразная флора и фауна, редкие растения из Красной книги. Во многих местах установлены информационные стенды для туристов, что очень приятно, потому что можно получить информацию о том, чем именно интересна данная локация.
Места прекрасные, очень всем рекомендуем к посещению!
А в состязаниях нашей замечательной команды победила дружба!
У каждого вида автодома оказались свои преимущества.
Внедорожник с "каплей" отлично чувствовал себя на трассе, не испытывал проблем и на сельских и грунтовых дорогах. Вес "капли" для него был совершенно незаметен. Проблемы вызывала готовка на улице в плохую погоду, принятие душа и отсутствие возможности поесть с комфортом в тепле, если за окном холодно. А ещё в "капле" нет туалета и душ приходится принимать либо в озёрах, либо в гостиницах.
Кастенваген без полного привода ощущал себя менее уверенно - съезд на сколько-нибудь серьёзное бездорожье ему противопоказан. Из плюсов: возможность сдвинуть боковую дверь, распахнуть задние двери и прямо со спального места наслаждаться прекрасными видами. Удобно перемещаться в одном объемном кузове: встал в пробку, пошёл кофе себе сварил :) Или вылез из кровати и не выходя из машины сел за руль. Биотуалет в кастенвагене размещается без проблем, а вот душем служит быстросборная кабинка, что в плохую погоду не слишком комфортно.
Грузовик может ехать сравнительно быстро только по хорошим дорогам. Тяжелые мосты, большие колёса и жесткая подвеска отрабатывают неровности дороги значительно хуже, чем у лёгких машин. Высокое положение кабины при раскачке влево-вправо не добавляет комфорта в поездке. Но, недостатки грузового шасси компенсируются размером жилого модуля. Это единственный автодом, где мы смогли тусить в количестве 8-ми взрослых и 2-х детей одновременно. В тесноте, да не в обиде:) Бак для воды на 300 литров, внушительный багажник, туалет и тёплый душ - тоже серьёзные плюсы.
Жилой модуль Пилигрим оказался отличным компромиссом, совместив в себе проходимость грузовика ( на 35-х колёсах), но с хорошей мягкой подвеской и большой внутренний объём жилого модуля. При передвижении по трассе больше 110 км/ч идти некомфортно, из-за довольно большой парусности. На бездорожье Додж Рэм чувствовал себя отлично. Кемпер радует теплом, объёмом (вместились до 6 человек и 2-е детей в алькове), туалетом, тёплым душем с кабинкой 80*80 см и практически домашней по размерам кухней с большим холодильником. А ещё в нём разместилась полноценная кровать 210*155 см, 5 комфортных сидячих мест и стол-трансформер. Из недостатков было лишь отсутствие бойлера на кухне, но эта проблема легко решается!
Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь :)
А мы пока запланируем новые маршруты для наших путешествий!