Через ужасы Апокалипсиса, через его казни и суды, войны и страшные потрясения, через дьявольский оскал антихриста и убедительную ложь его последователей, все равно в каждой строке проглядывает Пасха, победа Христа.
Апостол Павел пишет:
Пасха – это Христос, закланный за нас.
Агнец - центральная жертва ветхозаветной пасхи. Христос – Агнец Божий, который искупил грехи всего мира, начиная с I века до сегодняшних дней. В пятой главе Бог открывается одновременно и грозным львом и кротким ягненком. В этой главе появляется книга, снятие печатей с которой которой, начинает обрушивать на мир страшный потрясения. Однако на небе почему то ликуют.
Некоторые библеисты называют пятую главу одной из самых драматичных. В руках Божьих оказывается книга, в которой пока еще никому не известный сценарий будущей переплавки всего мира.
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями.
Печать – восприимчивый мягкий материал с царским оттиском, по состоянию которого можно понять взламывали его или нет. Книга Божья закрыта печатями, которые указывают на царское достоинство и великое содержание того, что они скрывают.
Число семь усиливают идею. Отсюда пошло выражение: «Тайна за семью печатями». Иоанну это позволяет структурировать свое повествование, где после снятия каждой печати следует соответствующее видение.
Иоанн видит, что эта книга исписана внутри и снаружи. Таким образом, в нашем понимании, это скорее свиток. Свиток понимался, как символ власти правителей. Иоанн видел, что свиток находился в правой руке Бога, и Он передает его Агнцу, как символ владычества. Подобный свиток видел и пророк Иезекиль:
И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «Плач, и стон, и горе».
Семь – число особой сохранности и полноты тайны. Весь Апокалипсис пропитан цифрами. Цифры в общих чертах отражают замысел Божий. Цифры можно соотносить между собой, но необходимо быть внимательным, чтобы они не увели вас в сектантскую психологию. Раньше учили арифметику через закон Божий, поскольку числа и буквы – одно и тоже. Раньше не было отдельных чисел, только буквы. 1 - альфа, 2- вита и т.д. Раз книга написана буквами, она может быть переписана и цифрами, поэтому читать - все равно что считать. Семь дней в неделе, двенадцать месяцев в году – это наши буквы, посредством которых мы считаем времена и сроки.
Над этим свитком долго раздумывал апостол Иоанн, как и многие библеисты до сих пор упражняются в точном его определении. Что это: тайный Божий замысел о пришествии на Землю Его Царства или план о спасении и искуплении человечества? Андрей Кесарийский писал, что под книгой стоит разуметь так же и глубину Божественных судеб. В этих формулировках есть главное – это план Бога и он тайный.
Хорошо, что Бог не позволяет нам все, что нам захочется. Мы узнали о человеке достаточного много, добрались до генов. Однако, пробравшись в тайну, человек может натворить много бед, изначально намереваясь использовать ее на благо. Если грешник проникает в тайну, он делает это на беду себе и окружающим. Так что не случайно Бог закрывает важнейшую информацию семью печатями и открывает ее только достойным.
И видел я ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
Иоанн даже плачет, потому что не нашлось достойных. Однако один все таки нашелся. Он заявлен, как лев от колена Иудина, корень Давидов. И именно Он сможет открыть эту книгу. Он – победитель.
Не плачь: вот, лев, от колена Иудина… Победил.
Человек не может себя создать и спасти сам себя он тоже не может. Как творение, он полностью находится в руках Божьих. Лев – это Христос. Когда патриарх Яков умирал, он пророчески уделил благословение всем своим двенадцати сыновьям. Иуде досталось благословение, где он сравнивается со львом. Именно от колена Иудина воссиял Господь. Заранее говорится, что Он победитель, т.к. еще на кресте произнес: «Совершилось». Эти слова так же повторятся и в Апокалипсисе.
Вслед за эти откровением, что наш Бог Иисус Христос - лев и откроет эту книгу, следует одно из самых потрясающих мест всей Библии:
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих, посланных во всю землю. И он пришел и взял книгу из десницы сидящего на престоле.
Таким образом, вместо обещанного грозного льва мы видим Агнца. Это один из парадоксов Евангелия. Там говорится о Троице и деве, а так же Ягненке, который растоптал дракона. Если посмотреть на гербы стран, мы там увидим: орла, медведя, барса, волка, т.е. хищных животных. Все это не просто так. Древний человек всегда себя с ними ассоциировал, хотел иметь ту же мудрость и храбрость. Ягненок всегда вызывал нежность и жалость. А тут Ягненок расправляется с хищниками!
Если бы Христос был обычным человеком, он нуждался бы в искупительной жертве. Его жертва могла бы иметь значение только для его современников. А так как Он Бог, который не ограничен ни временем, ни пространством, то жертва принесенная на кресте, имеет вселенское значение.
Агнцем Господь назван в Апокалипсисе двадцать восемь раз. Двадцать восемь - это произведение 7х4, т.е. число полноты умноженное на число всей Земли. Это число так же встречается в восемнадцатой главе, где описывается богатство Вавилона, которое свозилось со всех краев Земли для торговли. Исайя говорил:
Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Беспомощный и слабый вдруг приобретает храбрость и силу, и зло теряет свою ядовитость в присутствии Господа. Агнец – наиболее частое название Господа. Так Его узнал Иоанн Предтеча: «Вот Агнец Божий…» В ветхозаветной символике – это тот, кто берет на себя грехи мира, при чем Он должен быть непорочным: не хромой, без бельма и без всяких дефектов. Высший Агнец (Христос) — тот, кто должен был добровольно пожертвовать собой ради спасения всех людей.
Дана мне всякая власть, на небе и на земли.
Данное право Ягненок приобрел, пожертвовав своей кровью. Этот образ был понятен не только для христиан, но и для иудеев. Кровью пасхального агнца израильтяне когда-то помазали косяки дверей, и десятая египетская казнь не коснулась их. Этот эпизод из книги «Исход» превратил кровь ягненка в символ спасения.
Закон Божий устанавливает, что за грех полагается смерть. Таким образом не бывает прощения грехов без пролития крови. Христос, истекая кровью, умирает на кресте и берет на себя проклятье всех наших грехов. А т.к. Он является еще и Богом, то божество сообщает этой жертве не приходящее значение.
У этого Агнца семь рогов. По толкованию — это раны Христа, которыми Он понес полноту наказания в этой жизни. У него семь очей. Про семь глаз Бога ранее писал пророк Захария. Он видел что-то похожее еще за 600 лет до Иоанна Богослова. Он сравнивал их с семью духами Божьими, посланными по всей Земле. Семь очей - это некое всевиденье, которым наделен Агнец. Поэтому Он делает то, что никто из людей сделать не может: Он берет книгу и открывает ее.
И он пришел и взял книгу из десницы сидящего на престоле, и когда взял книгу, тогда четыре животных и двадцать старца пали перед агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Фимиам, ладан — это символ молитвы. Они обладают приятным запахом. Таким образом делается смысловой перенос, что Бог «обоняет» молитву святых, т.е. Он пр
нимает их молитву. Поднятие кадильного дыма является образом подъема души в небо. Бог может как принимать, так и не принимать наши молитвы. И все это зависит от нашего духовного состояния. Чистота и благоухание — это символика, относящаяся к Богу, в отличии от дьявола, который приносит с собой только смрад.
Фимиам — молитвы всех святых. Это люди, которые доверили себя Богу. Если вас кадят, должно быть понимание, что вы — образ Божий. Образ престола Божия — это ключевой образ Апокалипсиса, а Бог на престоле — образ владыки мира, который связан с судом над миром. Эти образы красной нитью проходят через все повествование.
Дальше на Небе начинается радость: все ликуют.
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени.
Там поют, а влюбленным свойственно петь. Это единственное искусство, которое возможно взять, уходя с Земли. Они поют, но что в этой книге, пока не знают. Это настоящая тайна и для тех, кто стоит вокруг престола. Для них — это откровение. Царствие Божие — это не статическое погружение в законченную реальность. Это движение с постоянным получением откровений.
Новая песнь в понимании отцов церкви — это новозаветный гимн, прославляющий Бога. В отличие от ветхозаветных времен, он воспевает благодать. Новая песнь — это упование ни на дела закона, а на дела благодати и Божественной милости. Это песнь напоминает о пении израильтян, которые славили Бога, спасшего их от фараона после перехода через Чермное море.
И соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на Земле.
Это слова из новой песни. Царственное священство означает много нравственных требований к человеку. Царь — это владыка, царь-христианин — владыка себя самого. Если руки ваши слушаются вас, а не действуют как хотят, и ноги ходят туда, куда указывает закон Божий, а язык полностью подчинен вам и все тело полностью подвластно — вы царь.
Если вы подавили гнев, усмирили похоть, задавили в себе ненависть, простили обидчика и заставили себя выполнить заповедь, вы - царь. Христианину надо научиться управлять собой.
Учитесь властвовать собой (Евгений Онегин, Пушкин А.С.)
Это указ Бога всем людям. Это самый главный жизненный навык. Воспитывая детей, мы должны научить их воздерживаться от чужого, язык от разговоров о не нужном, а глаза - от жадного взирания на чужое. Именно после этого, как ребенок познает данную науку, он вырастет царем.
В священном Писании говорится:
Жертва Богу — дух сокрушеннный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит.
Всякое праведное дело, посвященное Иисус Христу — это жертва Богу.
Жертва хвалы прославит мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение мое.
В обязанности христиан входит хвалить Бога, иметь сокрушенное сердце и творить правду на Земле во имя Иисуса Христа. На пути жертвы стоят все христиане. Они действуют через уста, сердце разум и дела. Все может обратиться в жертву. Все мы — священники, приносящие Богу свою жизнь, помыслы сердца, начатки своих трудов. Когда человек молиться о своих,— он священник. Когда возделывает землю с молитвой - он совершает священный труд. Царь и священник — это призвание всех христиан.
Священство — свободный доступ к Богу. Благодаря этому, Он вас слышит, и вы можете осуществлять Его замыслы, а значит Он может действовать через вас. Это распространяется на всех, благодаря воскресению Господа и Его победе над злом. Власть, которую Бог нам дал над миром, уже проявлена достаточно четко. Мы царствуем над миром: летаем в небесах, опускаемся на дно морское и даже заглядываем в космос. Это проявление великой власти. Христианский мир являет человеку особенную власть над вселенной. Если это христианское достоинство будет потеряно, власть станет злодейской и во вред человеку.
Царствование со Христом начинается уже на Земле
Царствие Божье внутри вас есть.
Находясь на молитве, мы одновременно пребываем на Земле и предстоим перед Богом.
Книга «Апокалипсис» не только о бедах и катастрофах. Здесь больше говорится о царствии небесном, ощутить которое можно уже на Земле, находясь в храме на литургии.
Сам храм с его обустройством, разделением на зоны похож на царствие Божье и из святого святых выносится самое дорогое. И в этом устройстве отображены духовные законы.
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я говорило сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: Аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились живущему во веки веков.
Аминь — это истина. Аминь — это царская печать после молитвы. Мы, тем самым, утверждаем сказанное. Этим словом можно запечатлевать все, что мы считаем по воле Божьей. «Аминь» будет встречаться в Апокалипсисе неоднократно. Когда Господь начнет снимать печати с книги, каждая будет нести на Землю катастрофы, войны и потрясения. За каждой из семи печатей окажется смерть, но и на это небо будет говорить Богу : «Аминь». Тем самым подтверждается, что Он все делает правильно и безошибочно.