Найти тему
Библио-лаборатория

"Большая глубина" Артура Кларка - киты, космонавты и братья Стругацкие

И снова Библио-Лаборатория возвращается к творчеству одного из величайших фантастов двадцатого века — Артура Кларка. Что поделать, если оставленный им в истории фантастики след просто невозможно игнорировать, и я снова и снова возвращаюсь к его книгам — давно прочитанным, и тем, которые до сих пор не доводилось открыть.

Сегодняшняя статья посвящена его роману «Большая глубина», вышедшем в 1957 году. В рамках нашей терминологии — это типичная «фантастика ближнего прицела», столь любимая советскими редакторами. Оптимистичная, наивная, бодрая — можно сказать, диаметрально-противоположно настроенная по сравнению с написанным всего за четыре года до этого «Концом детства».

Строго говоря, «Большую глубину» нельзя отнести к числу шедевров Кларка, во всяком случае по сравнению с успехом таких романов как «Свидание с Рамой» или «Город и звезды». Но тем не менее это очень светлая, позитивная книга, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие «океанской» темы в научной фантастике.

Все действие в романе завязано вокруг весьма популярной в то время идеи «разумного морепользования», под которой подразумевалась замена варварского китобойного и рыболовного промыслов преобразованием морей и океанских просторов в гигантскую ферму по разведению тех же китов, рыбы, планктона — одним словом, продовольствия. Честно говоря, с точки зрения современной этики (которой отчасти придерживаюсь и я, хоть и далек от радикального веганства) организованное разведение китов на забой выглядит ничуть не лучше китового геноцида времен Германа Мелвилла, да и активное перекраивание экологии мирового океана тоже кажется сомнительной идеей.

-2

Но такие были времена, очень многие океанографы тогда горели идеей китоводства. Кларк лишь оформил это в литературное произведение (тем более, что и в романе в итоге от китоводства отказываются по этическим соображениям).

Главный герой романа, Франклин — бывший космонавт, получивший тяжелую психологическую травму в результате аварии в космосе. Травма эта навсегда закрыла ему дорогу за пределы земной атмосферы, а, значит, и к семье, оставшейся на Марсе. В качестве составляющей реабилитационного процесса ему предлагают освоить новую профессию - «смотрителя» океанского хозяйства, попросту - «китового пастуха». В ней он обретает новый смысл жизни и даже новую семью.

Звучит знакомо, не правда ли? Во-первых, это тема «роста через трансформацию после трагедии», один из самых распространенных мотивов не только в фантастике, но и в литературе вообще. Для сравнения можно вспомнить повесть того же Артура Кларка «Встреча с медузой». Во-вторых, с историей о «китовых пастухах» я впервые познакомился не у Кларка, а, как очень многие советские любители фантастики, в рассказе братьев Стругацких «Глубокий поиск» (чье название уже отсылает нас к роману Кларка).

обложка Дэвида Бергена
обложка Дэвида Бергена

С этим рассказом вообще вышла довольно интересная история. Изначально это самостоятельный рассказ, который затем Стругацкие включили в повесть «Полдень. XXII век», немного переработав. Рассказ этот заменил там другой, под названием «Моби Дик», который по признанию самого Бориса Натановича, был написан под впечатлением от романа Кларка, причем впечатление было большим почти до плагиата. Я далек от мысли обвинять в чем-то братьев, но и переработанный «Глубокий поиск» обнаруживает множество общих черт: бесповоротно «списанный» на землю космонавт обретает новое призвание в профессии «китового пастуха», водителя патрульной мини-субмарины. Впрочем, рассказ все равно прекрасный.

Как, само собой, и роман. И пусть в нем нет той философской мощи, как в «Космической одиссее 2001», читается он все равно с удовольствием и легким ощущением утраты чего-то великого и светлого. Как там говорил другой титан НФ?

Мы променяли космос на айфоны

Надеюсь, еще не окончательно.

Читайте также на канале:

Фэнтези
0