Найти тему

Тяжелый путь к прекрасной синагоге


Здравствуйте, друзья! 😀

Давайте сегодня познакомимся со второй по величине в Европе синагогой.

Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.
Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.

Прежде, чем рассказать о синагоге, надо немного рассказать о евреях в Петербурге. Первые стали появляться еще при Петре I.


Еврейскому народу еще со времен Екатерины I приходилось не сладко. Императрица запретила проживать Евреям не только в Петербурге, но и в России. Анна Иоанновна не просто продолжила политику Екатерины I, но и вообще велела выслать всех евреев из Малороссии

В нарушение указана, ради своей же выгоды, некоторые предприимчивые русские (то есть именно предприниматели) все же принимали еврейских купцов, врачей и т.д.

Елизавета Петровна к вопросу еврейского народа подошла более радикально, издав 2 декабря 1742 г. указ, требовавший "высылки всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом".

Екатерина II напротив, смягчает требования и разрешает некоторым евреям официально проживать в столице, а после присоединения Польши, империя получает огромные территории, бонусом к которым шли проживающие на них евреи. При этом не отменяя предыдущих указов. То есть получилось, что евреям в столице жить как бы нельзя, но как бы можно.

Ну а когда распилили Польшу и Россия в результате распила получила дополнительно огромные территории, населенные не только поляками, белорусами, украинцами, литовцами, но и евреями, ситуация стала кардинально меняться.

Много евреев поехало в Петербург, несмотря на все запреты. Ехали не только с предпринимательскими целями, но, например, чтобы работать докторами.

А в 1785 году делегация из 6 белорусских евреев просила императрицу о смягчении участи еврейского народа на присоединённых к России территориях.

Евреев в столице стало достаточно много (по тем, разумеется, временам и меркам), девать их было уже некуда, указ Анны Иоанновны утратил свою силу по здравым соображениям.

Появляются еврейские общины и уже в 1802 году евреи приобретают у лютеранской общины часть земли на Волковском кладбище под еврейские захоронения. По сути, с этого года начинается официальный отчет история Петербургской еврейской общины.

Таким образом на начало 19 века получилась парадоксальная ситуация:

Еврейские депутаты и их окружение проживали в Петербурге совершенно легально, еще с послаблений Екатерины II. А различные подрядчики, купцы и так далее - нелегально (согласно действующим указам). На начало 19 века в городе насчитывалось порядка 250 евреев.


Николай I пытался призывать евреев в армию, но идея оказалась слишком хлопотной и проблемной. Но с другой стороны солдат - еврей имел право проживать вместе с женой и детьми.

Таким образом уже к середине 19 века, когда многие солдаты вышли в отставку, столица стала наполняться еврейскими семьями. И начинаются серьезные подвижки в сторону учета интересов и прав евреев.

Александр II не только отменил крепостное право, но и окончательно ослабил ограничения на проживание евреев в Петербурге.

И, наконец, 1 сентября 1869 года император Александр II разрешил евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Сразу же начался сбор средств на строительство.

А вот интересный факт:

Уже при строительстве синагоги заблаговременно началась продажа лучших мест на скамьях, можно было купить себе место на год вперед или вообще на всю жизнь. Однако, необходимо добавить, что вырученные средства шли исключительно на строительство.

Но это потом. Главное, что наконец-то разрешили построить большую синагогу. Начался сбор средств.

Пожертвования были самые разные. Кто-то жертвовал 70.000 рублей (под 100.000.000 по нынешним), кто-то 50.000 рублей, кто-то рубль-два. Денег все-равно не хватало, пришлось неоднократно запрашивать ссуды.

Встал вопрос выбора места для будущей синагоги. Интересен тот факт, что оказаться она могла в самом центре города, на перекрестке Гороховой улицы и набережной Фонтанки. Но градоначальник Трепов (тот самый, в которого позднее будет стрелять Вера Засулич), запретил строительство синагоги на этом месте, т.к. рядом находилась православная церковь.

Забраковал Трепов и следующее месте, уже ближе к городской окраине в промышленных зонах. Обоснование было таким:

...еврейская синагога не должна быть построена в населенной части города во избежание накопления в ней черни и сопряженной с нею грязи...

Проще говоря, куда не выбери место - всюду Трепов. И только после его смещения удалось утвердить место для строительства.

Начались конкурсы, интриги, дискуссии.

К 1880 году Александру II был представлен лучший проект. И был забракован. Вердикт:

«Переделать проект в более скромных размерах».

Для еврейской общины это был большой удар. Денег итак не хватало, а новый проект - это снова огромные траты. Но архитекторы, работавшие над проектом, предложили переделать его бесплатно.

В 1883 году проект был утвержден и началось строительство.

8 декабря 1893 года прошла церемония торжественного освящения Большой синагоги.

-2

Но формально еще много оставалось недоделанным.

Кстати, зал синагоги, рассчитанный на 1200 евреев уже совершенно не мог вместить то количество евреев, что проживало в Петербурге. То есть он хоть и был огромным, но был заведомо мал.

Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.
Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.

Окончательно строительство синагоги завершилось лишь в 1909 году.

Несмотря на требования императора реализовать синагогу в скромном стиле, здание получилось шикарное. Как считаете?

В советские времена (до ВОВ) судьба синагоги была очень непростой. И, наверное, об этом надо рассказать отдельно. Достаточно сказать, что в 1940-х годах рассматривался вопрос о переделке главного зала синагоги в зал театра юных зрителей.

А уже в годы блокады во двор синагоги доставляли умерших евреев. Сама синагога продолжала работать, в малых залах проходили молитвы в праздники и выходные дни (приходили, разумеется, только те, у кого на это были хоть какие-то силы).

Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.
Большая хоральная синагога. Фотография из интернета.

Сейчас синагога работает. Выглядит великолепно и всегда привлекает внимание гостей города.

Большая хоральная синагога. Фотография автора.
Большая хоральная синагога. Фотография автора.

Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до новых встреч!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий