Найти в Дзене

Записки молодого педагога. Мобильный телефон на уроке. Запретить или научиться использовать его возможности?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Совсем недавно, на своем выступлении на школьном историческом форуме «Сила — в правде!» министр просвещения Сергей Кравцов, заявил о том, что с 1 сентября 2022 учащимся школ будет рекомендовано сдавать свои мобильные телефоны перед тем, как они приступят к занятиям. Данное заявление взбудоражило общественность. Разумеется, нашлись, как сторонники, так и противники данных мер. Вот, что конкретно сказал министр по этому поводу и, как минимум, многие педагоги с ним уж точно будут согласны:

Для тех, кто еще не знаком - Сергей Кравцов, министр Просвещения
Для тех, кто еще не знаком - Сергей Кравцов, министр Просвещения

«Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьника на уроке, их сдавать перед входом в школу либо перед входом в класс. Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса», — заявил глава Минпросвещения.

Данные рекомендации планируют направить во все школы нашей Великой и необъятной Родины. Решение же о том разрешены будут телефоны на уроках или нет, якобы, с 1 сентября, школы будут принимать самостоятельно. По задумке министерства, такие меры помогут существенно поднять уровень образования детей.

Но так ли сильно влияет наличие телефона у ребенка на его учебный процесс? Можно ли обратить возможности телефона во благо? Давайте разбираться!

Телефон в руках ребенка на уроке - зло.

Злобные телефоны "захватили" не только взрослых, но и детей.
Злобные телефоны "захватили" не только взрослых, но и детей.

Итак, разберем первую часть заявления о том, что телефоны отвлекают детей и их нужно сдавать.

Проработав почти 9 лет в школе, я с уверенностью могу сказать, что телефоны, действительно, мешают образовательному процессу. Каким образом? На уроках дети активно используют их для общения в социальных сетях и для игр. Неоднократно я сталкивался с ситуацией, когда ребенок, после прозвеневшего на урок звонка, продолжал играть в какую-то игру на телефоне. На резонное предложение прекратить игру и преступить к уроку, ребенок отвечал следующее: "Ну, сейчас, мне тут минутку еще доиграть нужно!". Согласитесь, такое поведение ребенка нельзя назвать правильным. В начале урока, когда идет организационный момент, ученик не готовиться к занятию, а поглощен игрой. Он не достает учебник, тетрадь, ручку. Игра - это все, что его интересует. И ладно бы подобное случалось только в начале урока. В конце концов, достаточно легко опытный учитель сможет справиться с данной ситуацией. Но дети же и в ходе урока, в ходе объяснения какой-то темы, позволяют себе играть или переписываться с друзьями. А учитель, каким бы он великолепным педагогом не был, не может отследить, что делают сразу все ученики в классе и, зачастую, сразу отреагировать на то, что ребенок занят чем-то, кроме изучения темы урока. К чему это приводит? К тому, что у ученика появляются серьезные пробелы в знаниях. А эти пробелы потом "всплывают" в ходе самостоятельных и контрольных работ, а потом появляются проблемы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, так как знания отсутствуют напрочь. А кто в конечном счете оказывается виноват? Учитель! При чем, как правило, претензии предъявляют родители, которые увидев, что успеваемость их ребенка заметно хромает, вместо того, чтобы разобраться в чем дело, бегут на этого учителя жаловаться.

Возможно, кто-то скажет, что у хорошего учителя, уроки должны быть настолько интересные, что ребенок не будет отвлекаться на свой телефон. Вы будете правы. Но вы забываете, что учитель, тоже человек. И невозможно абсолютно все уроки проводить в форме ярких представлений.

Но телефон вредит детям не только на уроках. Если раньше в школе главной проблемой на перемене было остановить несущегося и ничего не видящего вокруг ребенка, чтобы он не расшибся сам и не снес кого-нибудь другого, то сейчас главной проблемой становится отсутствие подвижности у детей в принципе. На перемене картина следующая: дети стоят вдоль стенки и все дружно уткнувшись в телефон играют в какую-то игру. Они не общаются друг с другом, не двигаются с места. Это очень сильно в итоге сказывается на здоровье детей и не только на физическом, но и на социальном.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что телефон в руках ученика - зло.

Сдавать или не сдавать? Вот в чем вопрос...

В некоторых учебных заведениях телефоны на уроках складываются в специально сделанных ячейках.
В некоторых учебных заведениях телефоны на уроках складываются в специально сделанных ячейках.

Теперь давайте поговорим о необходимости сдавать телефон перед входом в школу или класс.

На самом деле применение таких мер в школах, нечто не новое. И этот опыт применяется во многих развитых странах. Так, например, во Франции ученикам строго запрещено приносить в школы любые электронные устройства, у которых есть доступ в интернет. Подобный запрет действует в Германии на территории федеральной земли Бавария. Кстати, на данный момент немецкое общество выступает за применение данных мер на всей территории страны. В Великобритании запрет может вводить отдельное образовательное учреждение. В Канаде, Австралии и США запрет на использование мобильных устройств в школах, существует в отдельных штатах. Так же в список стран, которые ограничивают использование учащимися школ мобильных устройств входят: Греция, Азербайджан, Таджикистан.

Во всех этих странах учащиеся, либо сдают свои телефоны перед тем как войти в школу(класс), либо не носят их в учебные заведения вовсе.

А что у нас? А у нас, кроме как тех самых рекомендаций, которые будут применяться с 1 сентября 2022 года, ничего нет. Хотя, нет, есть еще закон "Об образовании в РФ" (ФЗ №273), а конкретнее его 43 статья. Вкратце, это обязанности и ответственность обучающихся. Про телефоны там, конечно, ничего не сказано. Но отмечено, что учащиеся обязаны соблюдать Устав школы, а вот в нем может быть прописан запрет на использование мобильных телефонов. Кстати говоря, если кто-то из родителей возмущается тем, что ребенку в школе запрещают пользоваться телефоном, а положение о запрете в Уставе имеется, то нужно напомнить такому родителю, что, отдав ребенка в школу, он автоматически согласился со всеми пунктами Устава.

Но это пока все о запрете. А что там со сдачей телефонов?

А то, что ученик, по сути, может сдать свой телефон только добровольно. Учитель не в праве этот самый телефон отнимать. Это противоречит законам РФ и, прежде всего, Конституции РФ. Согласно нашим законам, телефон, является собственностью ученика, и учитель никак не может на нее посягать.

Использование телефонов на уроках для обучения детей.

В поисковой учебной деятельности телефон может стать помощником!
В поисковой учебной деятельности телефон может стать помощником!

Но может телефон на уроке принесет пользу? Да, такое возможно! Почему бы не позволить учащимся в ходе поисковой учебной деятельности прямо в ходе урока использовать возможности мобильного устройства?

На сегодняшний момент учитель может создавать интерактивные уроки используя различные образовательные платформы. К тому же педагогика уже столкнулась с необходимостью использования электронных образовательных ресурсов, в рамках дистанционного обучения.

На своем примере, могу сказать, что несколько раз применял на уроках современные технологии, для которых, было необходимо наличие мобильных устройств с выходом в интернет у учащихся. Я создавал онлайн тесты, которые дети проходили в режиме реального времени на своих смартфонах, а результаты выводились на электронную доску. Так же я использовал QR-коды, с помощью которых, учащиеся переходили на определенные образовательные ресурсы и получали знания в ходе урока.

Здорово, не правда ли? Но, откровенно говоря, такая работа на уроках запрещена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами (СП 2.4. 3648-20 п. 3.5.3).

Таким образом можно сделать вывод, что формальный запрет на использование учащимися телефонов - существует и будет действовать вплоть до 1 января 2027 года. И применять их даже для обучения строго запрещено.

Вывод.

В соответствии с законодательством РФ использование телефонов на уроках, по сути, находится под запретом. Сдачу мобильных устройств при входе в школу или в класс, образовательное учреждение вправе организовать, руководствуясь своим Уставом, а также рекомендациями Министерства Просвещения. Но для того, чтобы дети свои телефоны сдавали, необходимо организовать место их хранения, к которому не будет доступа у посторонних лиц. Отнимать телефон у ребенка, учитель, конечно не вправе, но тут, как говориться, можно создать условия, чтобы ребенок сдал свой телефон добровольно.

С моей точки зрения телефоны, в некоторых случаях, могут приносить пользу на уроках. Но для их правильного использования необходимо разрабатывать новые образовательные технологии и создавать четкие критерии, в которых будет указано, в каких случаях допустимо использовать мобильные телефоны в школе.

А что вы думаете по поводу использования телефонов в школе? Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание!