Найти тему
Evgen Baranosky

Повторяемость событий в художественном пространстве смерти

Ад - это забытое, из которого не извлечён опыт. Неизвлеченный опыт обрекает на повторение. Ничего не изменилось. Значит, событие не произошло, его нельзя считать прошедшим." Это высказывание Мераба Мамардашвили стало лейтмотивом данной темы. Хочется на примере современных российских режиссеров попытаться проанализировать те фильмы последних лет, где авторы описывают современную реальность наделяя её либо прямыми аллюзиями с пространством смерти, чистилища, ада, либо косвенными.

Повтор в таком анализе является не элементом повествовательной структуры, а скорее заложенный в сюжет принцип лежащий в основе существования и взаимодействия между поколениями. Время и центральное событие в жизни представителя поколения(героя, его родителей, его предков), при такой схеме, становится антагонистом героя. Это то, что герою нужно преодолеть или новое поколение его же детей повторит ту же ошибку с надеждой они то наконец смогут и так далее. В подобном нарративе истории нам показывают несколько поколений семьи и каждое новое поколение повторят ошибки предыдущего не в силах их усвоить и осмыслить их и из-за этого создают порочный и искаженный окружающий мир. Подобный принцип существует в фильмах Нелюбовь, Петровы в гриппе, Левиафан, Страна Оз, Казнь, Дурак, Черный-черный человек, Мысленный волк.   

В подобных сюжетах цикличное повторение для героя - это возвращение к пограничной ситуации. Философ Карл Ясперс выделял смерть, страдание, страх, вину и борьбу как ситуации, в которых существование сталкивается со своими границами. Человек выбивается из привычного течения жизни и преодолевает пограничную ситуацию и либо выходит на качественно новый уровень существования, либо терпит поражение или совершает ошибку и возвращается к началу своего пути.   Старая поговорка "сон разума рождает чудовищ" взывает не к нашему разуму, а к чувствам. При проявлении страха отступает рациональное начало и сменяется иными формами, берущими верх над состоянием зрителя. Современный нарратив ушел от повествования в рамках эпических сюжетов. Миф переходит в другую диалектическую парадигму бытового ужаса повторения. Через которые постепенно выстраивается сюжет измены, предательства, убийства. В основе которой зачастую лежит противопоставление несправедливости государственного механизма левиафана и маленького человека.   

Так, например у Звягинцева данный сюжет показан через сформированное пространство нелюбви, а главная мысль обозначается в первых минутах фильма "апокалипсис наступит тогда, когда в сердцах потухнет любовь". И далее весь нарратив истории показывает нам это пространство нелюбви и каким образом оно сложилось. Прежде подобный контекст был выстроен в фильме "Левиафан", в котором ставятся под сомнение все современные институции: будь то семья, государство или церковь. В фильме Серебрянникова "Петровы в гриппе" в одной из первых сцен главный герой встречает друга, который перевозит гроб, инициалы его имени фамилия и отчества складываются в слово А.И.Д. Героя перевозят в пространство смерти, после чего и начинается центральный сюжет и как подтверждение данного тезиса - в финале перевозимый труп оживает, как бы символизируя, что финальная точка пути(ад) достигнута. Так же в этот ряд можно отнести фильм "Дурак" Быкова, где любые проблески милосердия и взаимопомощи тонут в обозленном и запуганном обществе. Во всех вышеперечисленных историй авторы показывают образование "мертвого пространства" через историю, проходящую через три поколения: поколение уходящее, нынешнее поколение и их детей. Авторы выстраивают ретроспекцию главных героев, которые были лишены любви родителей и не могут нести её дальше. Раз за разом повторяя одну и ту же тупиковую систему.   Кинематограф часто обращается к повторяющимся сюжетам, основанным на мифах. Даже если нет буквального обращения к мифологии, можно заметить мифологическую поэтику в фильме.

Так проанализирую детальнее фильм Петровы в гриппе. В основе миф об Аид и Персефона. где Аид влюбился в девушку, хитростью похищает её у матери и запирает в Царстве мёртвых. Аид в фильме - это знакомый Петрова, Игорь. Инициалы которого и складывают слово "Аид". Персефона - это Снегурочка. Примечательно чтто эту историю мы видим частями с двух разных позиций и времен - советского и российского. Непривычность для зрителя здесь в том, что Игорь и Снегурочка второстепенные персонажи. А в центр повествования выдвинута семья Петровых, которая изначально по замыслу автора живет в "аду" и поступки обозначаются как мелочны и бытовы. Они просто живут своей "маленькой жизнью" и даже не всегда замечают, происходящее вокруг - ни расстрела пассажиров автобуса и окружающей злобу, ни драки и безденежье в в окружающей среде. Видимо поэтому в отличии от книги Серебрянников усиливает линии центральных персонажей, доводя до абсурда. Так появляется Петрова, которая убивает после работы, а сам Петров становится виновником смерти друга.  Понятие пространства в фильме постепенно ритуализируется, раскрывая разные грани серого и угнетающего. Жертвоприношение нового ребенка в хороводе на утреннике является ключевой сценой, к которой автор подходит дважды и с разных точек зрения. Даже смерть органично включается в нарисованную вселенную, не даруя избавления или пути к побегу.   Повторение преследующий героев в таком контексте это наказание. Невозможность выйти из колеса дурной бесконечности.   

Так же можно детальнее разобрать фильм нелюбовь. Недолюбленные дети выросли в потерянных, равнодушных взрослых. И символичная фамилия семьи (Слепцовы) говорит сама за себя: не ведают, что творят, а оттого живут в нелюбви. Родители до конца не осознают, что произошло в их семье. В поисках решения внешних проблем они предпочитают не замечать внутренние. Поэтому координатор волонтеров получает неопределенные ответы родителей: "кажется, не было друзей", "вроде ничем не интересовался". Равнодушием веет практически от каждого персонажа. И страхом: перед судом, начальством, государством. И родители Алёши, и его бабушка, и Маша со своей мамой, и Антон, - все они идут по жизни на ощупь, не замечая главного, забывая о сути вещей и необходимости человечности. Пассивность и невмешательство порождают зло. Нелюбовь провоцирует войну в сердцах людей, что и показывает режиссёр нарезкой телевизионных новостей о Донбассе.  

Лотман утверждает, что за образами который создает творец стремясь воссоздать в искусстве реальность, или на визуальном плане передать внутреннее состояние души персонажей он всегда использует свой личный - авторский метафизический опыт. Так выстраивается атмосфера сопричастности зрителя к реальности, которую автор пытается уловить и передать в своем творческом посыле. Метафизический опыт творца находит отражение в формировании образов, которые и становится либо формой постижения внешней природы (космоса) реальности, либо художественным отражением процессов общества (коллективного бессознательного). С этой позиции, действия персонажа идентифицируются с состоянием души и транслируют процесс сакрального перехода для выявления демонического или божественного порядка в текущем ходе вещей.