"Мы в ответе за тех, кого вдохновили"
Какой это уже у нас по счёту Бэтс? Если считать только полнометражки - шестой, а если заныривать ещё и в сериальные воплощения, анимацию и видеоигры... ой, что-то летучих мышей расплодилось сверх меры, скажу я вам. И ведь опять перезапуск, по сути своей, который неизвестно к чему в итоге приведёт, учитывая грядущий когда-нибудь "Флэшпоинт". У DC вообще со связностью собственной киновселенной очень и очень нехорошо, и вдвойне обидно когда реально удачные проекты попадают под риск оказаться в каком-то вакууме, если вообще не вылететь в трубу после обещанного перетряхивания концепции киновселенной в рамках нового подхода Уорнеров к съёмкам. А новый Бэтс, который к сожалению мимо нашего проката уже пролетел, вполне себе достоин быть основой чего-то монументального.
Здешний Брюска геройствует в своём фетишистском прикиде всего-то два года, молод, зелен и наивен. Но кое-какую репутацию уже себе заработал - символ летучей мыши в небе наводит панику на гопоту, хотя над прикидом бы ещё стоило поработать - не узнают парня. Впрочем, может быть всё дело в методах - Бэтс настолько душевно метелит шпану, что у той вполне может отшибать память начисто. Главное, что полиция-то уже с героем знакома, а комиссар Джим Гордон чуть ли не безоговорочно ему доверяет. Вот, например, пригласил посмотреть на место убийства мэра - бедолагу завалили прямо посреди предвыборной кампании. Выгодоприобретателей, ясен хрен, чуть ли не полгорода, но есть один нюанс - убивец не то что наследил, он прям чуть ли не автограф оставил, затеяв с полицией, и Бэтменом лично, игру в загадки - каждый новый труп не обходится без шарады, и похоже что тайна личности летучемыша для этого выдумщика тоже не такая уж и тайна.
Я сейчас конечно скажу жутко крамольную для некоторых вещь, но этот фильм про Бэтмена вообще без вопросов встаёт на одну ступеньку с "Тёмным рыцарем", кое-где его даже превосходя. Как говорится, "сильное заявление!" - давайте разбираться, чего там такого хорошего Мэтт Ривз понаснимал. Ну, для начала, атмосфера и визуал - с ними прям настолько всё грамотно сделано, что из Готэма не пришлось лепить какой-то готичный балаган как у Бёртона или Шумахера, или футуристичное хер-знает-что, как в Нолановских фильмах. Типичный, вроде бы, американский крупный город, но так как основные события сконцентрированы на тёмном времени суток, да ещё и дождь тут в каждой второй сцене... скажем так, нуар во все поля, но понимаешь это уже после просмотра. А вот в процессе всё это не отвлекает внимание, а как-то дополняет, что ли, и создаёт впечатление мрачного и крайне неуютного места. Прям ещё до сюжетных поворотов осознаешь, что тут буквально урод на уроде, и разгребать это всё гражданину-виджиланте придётся долго и упорно.
Да, кстати, в кои-то веки вспомнили, что вообще-то Брюс Уэйн, aka Бэтмен вполне себе толковый детектив, и немалое количество времени посвящает ковырянию в уликах, и прочем таком подобном. Тут (и в кое-каких нюансах истории) фильм вообще сильно давит косяка на Теллтейловскую дилогию про Бэтса. Конечно, Загадочник как противник для демонстрации соображалки героя тут прям идеально подобран - и это не кринжово манерный клоун, каким он вышел в исполнении Джима Керри, а скорее поехавший циник, прикрывающийся идеологией. Трилогию "Ярость" от Уве Болла смотрели? Главгероя оттуда помните? Вот этот ровно такой же, но чутка поумнее и поизобретательнее. Ну и тут же завозится тема, которую очень любят мурыжить, например, Марвел в отношении своего Железного человека - вроде как, не будь Бэтмена, скорее всего не было бы и всей армии его поехавших суперврагов. Одних он делает собственноручно, калеча людей и делая их на всю жизнь инвалидами, как физически, так и психически, других - просто вдохновляет своим примером - дескать, каждый может нацепить шмотки из секс-шопа, слямзить броньку из военторга, и начать куролесить непрерывно. Причём, киношка ещё и намекает на то, что обиженные Бэтсом дурики склонны кооперироваться - задел на сиквелы отлично вмонитрован в сюжет, а не как это обычно бывает, когда продолжение приляпывают уже на ходу и постфактум. Тут вон даже без моднейших сцен после титров как-то обошлись, хотя вроде бы сольник про Бэтмена в исполнении Паттинсона вполне себе является частью киновселенной.
Но тут опять всё хрен пойми куда и к чему привязывать - тон повествования явно намекает на "Джокера" с Хоакином Фениксом, но вот только тут уже есть свой невменяемый клоун, который сидит на дурдоме. Играет его, кстати, Барри Кеоган, тот пафосный психованный парень из "Вечных" - значит всё-таки это какая-то другая реальность?! Ну окей - только вот представить себе в этом же сеттинге какую-нибудь Чудо-бабу (про дурной сиквел вообще промолчим), или того хлеще - Шазама, вообще невозможно. Тут настолько упор на правдоподобность, что Нолановские дебют и триквел кажутся какой-то фэнтезятиной с мистикой и шизотерикой. Мафиози, продажная полиция, проститутки в непонятно каком поколении, и шизанутый анархист-революционер - никаких тебе наследных ихтиандров, пришельцев и частных армий с бомбами в затылках. Хотя, конечно, к существованию Загадочника у меня определённые вопросы есть - ребят, у вас там ФБР чем вообще занимается? Такого деятеля бы сразу схватили за мягкое место, но это конечно чисто комиксная условность, как игнорирование одними супергероями событий сольников про других супергероев - иначе истории не будет. Примерно туда же можно запихнуть и тот момент, что деятельность конторы под номинальным руководством Брюски не демонстрируется вообще никак. Деньги есть, прикольные девайсы типа линз с функцией видеозаписи, тоже, но никаких корпоративных деталей - один раз что-то там мелькает на эту тему в разговоре с Альфредом, и всё на этом.
Тут вообще очень многое задвинуто на второй и третий план, отчасти потому что иначе бы слишком бросалась в глаза костыльность персонажей, а отчасти - потому что это, внезапно, кино про Бэтмена. Не про дворецкого, не про комиссара Гордона, не про Женщину-кошку, а про то как герой переходит с топлива из личной мести, на топливо из желания помочь социуму. Технически, тот же Загадочник тут тоже больше функция, чем личность - нам показывают на ярком примере, куда и к чему приводит слепая мстительность, и дают понять что главгерою этот путь не подходит. Учитывая весьма годную актёрскую игру Роберта Паттинсона, чей Брюс Уэйн всё-таки более реалистичный и цельный, чем у Кристиана Бейла, например, ну по крайней мере - в контексте становления персонажа, получилось очень неплохо. Да, тут есть немного вайба Роршаха из "Хранителей", когда мы слышим закадровый голос Бэтса, но с этим, слава всем пантеонам богов, не перебарщивают. В принципе говорить что-то про уровень отыгрыша всех остальных немного странно будет - я ведь уже сказал тут о некоторой схематичности побочных персонажей, но каст-то в фильме всё равно выдающийся: кроме уже упомянутых, тут есть Джеффри Райт (Бернард и его роботизированные копии в "Мире Дикого Запада"), практически неузнаваемый под гримом Колин Фаррелл, Джон Туртурро (заполошный агент Симмонс в "Трансформерах"), светит своим реальным лицом заслуженный актёр мокапа - Энди Сёркис, ну и на особом месте Пол Дано, ибо его Загадочник вызывает больше страха без маски. Парень очень даже убедительно создаёт образ опасного шизика с кучей хитрых планов на все случаи жизни.
Конечно, киношка не без проблем - здесь есть и вполне заметные сюжетные дыры, и куча допущений, а некоторая затянутость, характерная для фильмов Мэтта Ривза далеко не всем придётся по вкусу. Хотя, надо сказать, трёхчасовой хронометраж тут в целом уместен, и соответствует духу вязкого детектива с внезапными вспышками экшна. Причём, видимо понимая что после серии игр про Аркхэм уже как-то глупо обходиться без годного месилова, всю боёвку оттуда сдёрнули подчистую - однако, здешний Бэтс не похож на медведя, раскидывающего солдат одной левой, как это было в фильме "На заре Справедливости" - может просто молодой ещё, а для особой ярости вообще себе какой-то озверин колет - что это вообще и зачем, нам пояснять конечно же никто не собирается. Ну и наконец-то дошли до оценки - 8 из 10 можно смело ставить и рекомендовать к просмотру. На фоне довольно проходной супергероики, попадавшей на большой экран последние так года два, это и вовсе чуть ли не шедевр, да и для DC очень мощное достижение, не зря столько времени ждали! Ещё бы точно такая же годнота вышла про Флэша, а то учитывая выходки Эзры Миллера, скоро бесконечно маринующийся сольник вообще отменят нахрен, вместе с самим актёром.