Технологическое отставание России становится катастрофическим
Ещё в 2019 году президент РФ утвердил национальную «Стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Было много шума о передовых технологиях. Выделялись средства, проводились реорганизации. А вчера правительство РФ тихо и скромно упразднило подкомиссию по искусственному интеллекту.
Создателями стратегии являлись Минцифры и Сбербанк, который несколько лет активно развивает технологии искусственного интеллекта (ИИ). Согласно прогнозу авторов, к 2024 году прирост размера мировой экономики благодаря внедрению технологий на основе ИИ составит не менее $1 трлн. России прочили роль «международного лидера». Сразу же была создана правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева. Довольно быстро её разделили на две подкомиссии , одна из которых полностью сосредоточилась на вопросах ИИ. У этой подкомиссии образовалось «двхглавое» руководство: на тот момент глава Минэкономики Максим Орешкин и президент Сбербанка Герман Греф. Казалось бы, что может пойти не так?
Но спустя 2,5 года работы комиссии она была просто упразднена. Соответствующий документ появился на портале правовой информации РФ. Каких-либо пояснений о причинах расформирования комиссии в документе не содержится.
Технологическое отставание России из-за капиталистических «реформ» становится всё более угрожающим. Обострение международных отношений и глобальные санкции вследствие военных действий на Украине поставили российский хайтек на грань уничтожения. В частности, после начала «спецоперации» крупнейший тайваньский производитель полупроводников TSMC прекратил производство и поставку российских микропроцессоров. (Да-да, российские процессоры производились на Тайване.) Недавно эксперты ВШЭ сообщили о риске для России «отстать навсегда» от технологических лидеров мира. Директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрий Симачев оценил долю РФ в мировом экспорте продукции передового производства в 2002–2018 годах в 0,2–0,5%. И экспортируются в основном продукты тех отраслей, которые в самой России идут на спад.
Чем глубже страна погружается в яму системного кризиса, тем больше потребуется экстраординарных усилий, чтобы из этого кризиса выйти. И уже сейчас очевидно, что такая задача не по плечу ни нынешним руководителям страны, ни той общественно-экономической системе, которая была выстроена за последние тридцать лет.