Найти тему

Интересные факты о старой почте

Здравствуйте, друзья!

Перед вами самое главное логово нынешней «Почты России» - Главпочтамт.

Главпочтамт. Фотография автора.
Главпочтамт. Фотография автора.

На момент создания этих фотографий само здание, мягко говоря, ощущало себя не очень хорошо. Фасад разваливался, все было обшарпано, но зато можно было зайти внутрь.

Юля изучает стенды. Народу - нуль.
Юля изучает стенды. Народу - нуль.

А само по себе здание очень и очень старое. Давайте познакомимся с его историей.

Сама почта в Петербурге в 1714 году. Причем, почтой можно было отправить не только письмо или бандероль, но и.. самого себя :)

Условно. Для того, чтобы поехать куда-то, необходимо было отправиться в почтовый стан и нанять ямщика.

Кстати, к середине 18 века профессия ямщика становится очень выгодной. Универсальный тариф был 12 копеек с одной версты на лошадь. По современному примерно 50 рублей километр (если ехать на одной лошади).

Первый прототип почтамта при Петре расположился на Немецкой улице (сейчас Миллионная).

Это было большое двухэтажное здание по европейскому образцу без крыши. Первое здание сгорело, второе было построено другое на месте нынешнего Мраморного дворца ( о нем писали интересную статью).

Ямщики, кстати, и отдыхали и проживали так же при почтовых станах, рядом со своими верными лошадями. Почтовый двор был под открытым небом. По сути это было большое деревянное двухэтажное помещение без крыши.

Размеры стана, как можно заметить, достаточно внушительные, ведь в те времена гораздо чаще отправляли не почту, а ... людей.

Гуляем по почте. Я, Юля и охранник :-)
Гуляем по почте. Я, Юля и охранник :-)

Просто на почту были возложены и транспортные функция, а доставка корреспонденции осуществлялась попутно.

И, например, если вам в 18 веке вдруг понадобилось бы из Петербурга поехать в Москву, то сделать это можно было двумя способами:

1. Отправиться на своих лошадях и своим экипажем.

2. Отправиться на почту и нанять ямщика с лошадьми.

Первый вариант удобен тем, что ты сам себе хозяин, не надо платить за лошадей. Но дорога по времени сильно увеличивается, т.к. лошадям необходим отдых, не смогут они топать до Москвы без остановок.

Второй вариант дороже, зато куда быстрее, т.к. вдоль трассы есть почтовые станы, где меняют лошадей. Но везде надо платить.

Для того, чтобы нанять ямщика приходили как-раз таки на почту.

Почтамт в 19 веке (более поздний период). Фотография из интернета.
Почтамт в 19 веке (более поздний период). Фотография из интернета.

Нельзя сказать, что профессия ямщика была уважаемой. Но тем не менее, многие ямщики жили достаточно обеспеченно, особенно в Петербурге.

Когда при строительстве города сюда нагоняли крестьян, некоторым из них была уготована участь ямщиков. Уже при Петре I недалеко от нынешней Александро-Невской Лавры появилась ямская слобода.

По сути, крепостной крестьянин, отправившийся в Петербург по разнарядке, и оставшийся в городе на следующий сезон (то есть сумевший себе заработать на межсезонный период), становился горожанином и терял связь со своим классом.

Многие из них и стали оказывать транспортные услуги в частном порядке. Иван Пушкарев писал:

Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту.

И вот уже во времена Екатерины II на Почтамтской улице появляется большое каменное здание, практически не изменившее своего вида до наших дней.

Почтамт. Фотография автора.
Почтамт. Фотография автора.

Интересно, что место для почты было выбрано далеко не самым подходящим

Дело в том, что один из фаворитов Екатерины II, Светлейший князь А.А. Безбородко (при ее же, разумеется, правлении), был поставлен главой Почтового Ведомства.

А так как фавориты Екатерины личными средствами были не обижены, прямо здесь же (на Почтамтской улице) он покупает участок за 6000 рублей для строительства себе шикарного двухэтажного каменного дома.

Ну а чтобы далеко не ходить на работу, распоряжается "построить работу" прямо возле своего двухэтажного дома. Именно поэтому здание главпочтамта появилось вплотную к дому князя Безбородко.

Правда, этот участок для будущей почты так же пришлось выкупить у владельцев, что было сделано с согласия Екатерины на деньги Почтового ведомства:

Эти вот три участка и были облюбованы князем Безбородко и приторгованы у владельцев за 2100 рублей ассигнациями, для постройки на них нового здания под названием "Почтовый стан".

Вот письмо, которым Екатерина обращается к Безбородко:

Господин Генерал-маиор Безбородко, приторгованные Вами у Профессора Урсиниуса и у нотариуса Медера два места в Ново-Исаакиевской и по переулку и Крюкову каналу лежащие, по надобности в них, для распространения почтового двора и принадлежащей к нему станции, мы позволяем вам купить, употребив требуемые помянутыми Урсиниусом и Медером две тысячи сто рублей из почтовых доходов.

Вот так в 1789 году и появилась привычная нам почта.

Почта в советское время.
Почта в советское время.

Кстати, очень быстро вошло в моду продавать возле здания крепостных крестьян (средняя стоимость около 200 руб.), пока Александр I не запретил публичную продажу людей.😱

Т.к. почтовый стан занимался и перевозкой людей, здесь же имелись и мастерские для ремонта карет. В нем же размещались квартирки мелких чиновников (им было куда комфортнее, чем ямщикам).

Почта в советское время.
Почта в советское время.

Объем перевозок увеличивался, лошадок со стана прогнали, навоз и сено убрали, а здание было переделано уже под почтовое отделение для сотрудников. Внутренний дворик (конюшню) накрыли стеклянным колпаком, т.к. поставить крышу не представлялось возможным.

В таком виде здание и дошло до наших дней. Само здание находится в очень плохом состоянии, и Почта России вроде как хотела его отреставрировать. На сайте Почты указано (еще в 2018), что фасад будет отреставрирован в 2019, но, видимо, что-то пошло не так. Ну или реставрация подразумевает, что фасад просто накроют тряпкой. Сотрудники говорят, что Почта России передумала, т.к. на ремонт здания требуется более 1 млрд. рублей.💰

С сегодняшнего дня здание закрыто на реставрацию. Но непонятно совершенно, что там будет. Сотрудники почты, охрана, так же достоверно не знают, а в интернете информация самая разная.🙁

То ли гостиница, то ли кафе, то ли кусок почты при кафе. Непонятно.

А ведь еще совсем недавно здесь можно было отправить настоящее "ретро-письмо"👍 с настоящей сургутной печатью.

-8

Будем надеяться, что все же возможность прогуляться здесь сохранится в будущем.😺👍

Уверен, многие из наших подписчиков получали здесь посылки и письма.

Друзья, оставляйте, пожалуйста, лайк под статьей и ваш комментарий. Это очень нам помогает и мотивирует. Спасибо!

Всем отличного настроения!

Появилось расписание пешеходных экскурсий на майские дни. Заглядывайте:

Стоимость и описание экскурсий