В 1950-е гг. стало ясно, что резерв модернизации Т-55 уже исчерпан и нужен новый танк, который будет превосходить технику стран НАТО.
Военные заказывая танк Харьковскому КБ жестко ограничили его массу 36 тоннами, как у Т-55. Дело в том, что тогда считали, что 50 т должен весить тяжелый танк, а среднему хватит и 36.
Сразу пришлось идти на массу технических ухищрений. Создали компактный двухтактный двухвальный ПДП-дизельный двигатель 5ТДФ.
Двигатель оказался очень сложным и не мог выпускаться массово.
Морозову главному конструктору харьковского завода пришлось даже применить в конструкции ходовой части обрезанные торсионы.
Поначалу Т-64 должен был выпускаться на всех танковых заводах СССР: в Омске, Харькове и Нижнем Тагиле.
Но из-за множества технических проблем освоить Т-64 на Урале не смогли, а в Омске продолжали клепать Т-55.
А для большой войны нужно большое количество танков, которые пойдут в бой в случае мобилизации.
Пришлось создавать специальный мобилизационный танк Т-72 с дизелем В-92. Облегченную ходовую Нижний Тагил не смог освоить и пришлось им ставить на Т-72 свою, от своего опытного образца.
Были проблемы и с комбинированной броней башни с керамическими шарами обр. 1973 г., ее также не смог воспроизвести Нижний Тагил.
Т-72А и Т-72Б получили другой пакет бронирования башни с "песчаными стержнями" и "отражающими листами".
Возникла проблема и с перспективным танком, в то время считалось, что газотурбинные двигатели будущее танкостроения.
Ходовая часть Т-64 оказалась недостаточно прочной для новых газотурбинных двигателей и разрушалась, пришлось в Ленинграде разрабатывать свою ходовую.
Перспективный танк назвали Т-80.
Т-64 оказался уникальным танком, который мог производиться только в Харькове. На Урале пришлось строить свой Т-72. А перспективный Т-80 использовал от "шестьдесятчетверки" механизм заряжания.
К тому же в войсках больше котировался более простой Т-72, чем сложный Т-64.
Получилось так, что ошибка в военном заказе повлекла за собой целый ком проблем, которые нарастали.
Можно подвести некоторые выводы.
В 1950-е гг. советские военные дали отечественным танкостроителям совершенно нереальный заказ.
Дело в том, что тогда не считалось возможным, чтобы формулированием тактико-технических требований занимались или конструкторы или военные с инженерным образованием.
Военные по сути заказывали боевую технику не понимая, что с технической точки зрения их заказ чистой воды фантастика.
Конструкторы облегчали танк как только могли, а это вело к снижению прочности его деталей. Ходовая часть с обрезанными торсионами ограничила модернизационный потенциал Т-64. Теперь существенно нарастить массу танка уже было невозможно. Резервы конструкции были исчерпаны.
Последней удачной модификацией станет танк Т-64БВ. На нем по идее и закончится история морозовского танка.
В конце 1980-х гг. от Т-64 Советская Армия отказывалась и в пользу Т-80УД с дизельным двигателем и Т-80У с газотурбинным.
Спасибо за прочтение.