Несколько недель назад я писала, как родителю составить маршрут познавательной прогулки по музею с детьми. А сегодня разложу по полочкам, что показывать и на сколько примерно времени рассчитывать культпоход.
Сразу отмечу, что, конечно, рамки приблизительные: характеры и интересы у всех детей разные, и, если одному ребёнку уже в 3 года вполне нормально будет погулять часик по Эрмитажу и спокойно посмотреть на картины, то другой такое осилит только лет в 6. У меня самой такие разные дети 😆 Но общая картина по возрастам и интересам будет такая.
Я намеренно начинаю с 5 лет. Это не значит, что до этого времени не нужно водить чадо по музеям. Но, на мой взгляд, если вы собираетесь пойти с ребёнком более раннего возраста «просвещаться», должно быть выполнено как минимум одно из 3-х условий:
✅ ребёнок спокойный и его в принципе интересует тема, которую «раскрывает» музей;
✅ вы участвуете в специальной детской экскурсии;
✅ музей рассчитан на детей (много с чем можно повзаимодействовать, много места, яркие, не хрупкие и не очень ценные экспонаты и т.д.).
Материал буду разделять по возрастам и по тематике музея: исторический или художественный.
Итак:
✅ 5-7 лет
Рассчитываем на примерно 45 минут.
Художественный музей:
🎨 Выбирайте картины с яркими, «конкретными» цветами. Как бы вам ни нравилась нежная пастельная история, оставьте это «на попозже».
🎨 Изображение, которое выглядит как настоящее.
🎨 Простые композиции, не перегруженные элементами.
🎨 Картины, на которых изображены знакомые ребёнку предметы и явления: дом, радуга, животные, лодки в море. Обожают дети яркие проявления чувств на картине, когда кто-то смеётся, плачет, удивляется или даже злится.
🎨 Мелкие детали: пастушок в яркой шапочке на поле, чёрный кот в кустах. Любопытно поискать такое на полотне!
Исторический:
🕐 Находите экспонаты, которые имеют связь с повседневной жизнью или с чем-то таким, что интересно конкретному ребёнку. Например, в Петропавловской крепости покажите игрушку царя Петра I — деревянный кораблик-ботик.
🕐 Выбирайте места, где возможно повзаимодействовать с экспонатами: потрогать их, залезть и что-то покрутить. В крайнем случае, в музее должно быть достаточно места, чтобы ребёнок мог немного расслабиться и побегать по территории.
✅ 8-10 лет
Рассчитываем примерно на час.
Художественный:
🎨 Теперь пришло время историй: найдите картину, изображающую какую-нибудь легенду, и расскажите её ребёнку.
🎨 Особенно хорошо «заходят» картины с сюжетом, где маленький герой побеждает большого злодея.
🎨 Изображения мифических чудовищ и рассказы о них тоже пойдут «на ура».
Исторический:
🕐 Повседневная жизнь в разные эпохи. Показать вещицы, которыми в древности пользовались люди для чего-то такого, что мы делаем и сейчас. Вот перед этим зеркалом прихорашивалась какая-нибудь римлянка, а из этого сосуда пили на древнегреческом празднике.
🕐 Опять же — время легенд и древних чудищ. Их изображения часто можно увидеть на оружии, элементах одежды, даже в архитектуре.
🕐 Какие-то удивительные факты из серии «самый высокий, самый быстрый, самый-самый». В Петропавловке я всегда у собора рассказываю историю о том, как Пётр Телушкин лазил в одиночку на шпиль, чтобы починить ангела.
✅ 11-14 лет
Примерно 1,5 часа.
Художественный:
🎨 История картины, биография её автора.
🎨 Как и из чего сделано: рассказать, из чего раньше готовились краски, как делают гравюры, что такое перспектива и зачем она нужна.
🎨 Расшифровка символов на картинах.
🎨 Здорово посравнивать работы разных авторов на одну тему.
Исторический:
🕐 Ребёнок уже достаточно много знает, и особенно хорошо подгадать под какую-то школьную тему и «углубить» её посещением музея.
🕐 Пункт «как это сделано» тоже вполне подходит.
🕐 Исторический контекст: почему именно эти предметы представлены здесь, как они отражают свою эпоху.
🕐 Разные интересные цифры: сколько строилось здание, стоимость экспонатов и т.п.
Всё, лекция от Музейной Крысы закончилась 😆 Надеюсь, вам пригодится эта информация.
И вопрос после параграфа: ребёнку какого возраста вы бы показали знаменитый «Танец» Матисса? ⬇️
#музейная_крыса_для_мам #мамыспб #дошкольноеобразование #семейноеобразование