Найти тему
Сотовая связь наизнанку

Приоритеты: какие они бывают в сотовых сетях

Оглавление

Каждая система нуждается в правилах и приоритетах работы. Без них она перестанет нормально функционировать, процессы станут хаотичными и итоговое качество уже никто не сможет гарантировать. Расскажу о базовых приоритетах в сотовых сетях: какие они бывают и для чего нужны.

Какие бывают приоритеты в сотовых сетях
Какие бывают приоритеты в сотовых сетях

Приоритеты абонентов

В любой стране, обществе или культуре есть своя градация по важности принадлежащих к ней людей. Точно также и в системах сотовой связи: у каждого абонента есть свой приоритет. Да, абсолютно у каждого.

Называется он ARP - Allocation Retention Priority, то есть приоритет распределения при назначении. Звучит замысловато, но в технических терминах многое звучит хитро, а на самом деле всё просто.

ARP - это цифра от 1 до 15. Чем она меньше, тем выше приоритет. Она присвоена каждому абоненту, точнее SIM-карте абонента и записана в базе данных оператора.

Но сама по себе цифра ещё ничего не значит. В каждом стандарте (2G-5G) для этих цифр оператор ещё задаёт классы обслуживания. Как правило, это золотой, серебренный, бронзовый, бывает ещё железный. В зависимости от этого класса оператор может по разному проводить разные процедуры.

Например, при снижении нагрузки на перегруженной соте первыми в другую соту или технологию могут отправляться абоненты с наименьшим классом. Абоненты более высокого класса могут получить приоритет при прохождении очереди при назначении ресурсов и т.п.

У каждого абонента (SIM-карты) есть свой ARP
У каждого абонента (SIM-карты) есть свой ARP

Но самое главное: всё это должно быть настроено на сети, а ARP должны назначаться не по дефолту всем одинаковые, а привязанными, например, к тарифу или ещё к какому-нибудь признаку. Кроме того, оператор должен разработать и внедрить стратегию классов обслуживания согласно этих ARP.

С настройкой ARP работают очень редко, но, тем не менее, на практике это применяется. Хотя куда проще управлять абонентами наполнением тарифов.

Приоритеты типа трафика

А вот без управления классами трафика не обойтись. Если их не настроить в сотовой сети воцарится хаос, а абоненты будут испытывать огромные проблемы в качестве обслуживания.

QoS - Quality of Service, то есть качество обслуживания. Этот термин иногда связывают и с приоритетами абонентов, хотя чаще всего он употребляется применительно к разным типам трафика.

Очевидно, что голос и данные - это два совершенно разных вида трафика. Передача речи требует минимальных задержек, хотя и относительно небольшой скорости. Передача данных, наоборот, крайне требовательна к скорости, но небольшие задержки на промежуточных узлах вполне допустимы.

Приоритеты обслуживания разного трафика сильно отличаются
Приоритеты обслуживания разного трафика сильно отличаются

А голос и данные сети интернет - это не единственные типа трафика. Есть ещё системная сигнализация, видео, мессенджеры и многое другое. Поэтому в каждом стандарте сотовой связи есть своя модель QoS, которая описывает и задаёт приоритеты в передаче всего этого многообразия через всевозможные узлы и интерфейсы в сотовых сетях.

Причём такая модель приоритетов трафика может отличаться у разных операторов, но важно чтобы она была строго внедрена на каждом объекте. Дисциплина здесь крайне важна.

Если хоть какой-то из промежуточных узлов не будет соблюдать приоритеты трафика качество обслуживания существенно ухудшиться на всей цепочке - от абонента, до источника услуги.

Клубок приоритетов

Но это лишь базовые направления приоритетов. Конечно же на практике всё куда сложнее. Все эти приоритеты переплетены через всевозможные таблицы, а их внедрение и поддержание - это огромный пласт работы.

И важно ещё понимать, что по-настоящему работать приоритеты начинают когда ресурсов начинает не хватать. В нормальных условиях, абоненты с разными ARP и типами трафика вполне себе будут мирно существовать и не замечать друг друга.

Не забывайте подписываться и ставьте 👍