Мы не знаем, как выглядел Александр Невский помимо того, что он, скорее всего, носил бороду – в то время так было принято. Какую одежду и доспехи он носил, тоже не знаем, поскольку подлинных вещей от него не сохранилось, зато можем примерно представить, опираясь на дошедшие до нас предметы и всевозможные изображения того времени. Но полной конкретики, конечно, нет, и любой образ Александра Невского будет в той или иной степени гипотетическим.
В создании одного такого образа нам – мне и моей жене - и довелось как-то поучаствовать. Все началось с, не побоюсь этих слов, Клима Жукова.
Знакомы мы с ним еще с 1994 года, с первого курса университета, а теперь, в 2007 году (тоже давно) он работал в магазине при Эрмитаже и попутно занимался всякими более интересными делами, в данном случае организовывал массовку реконструкторов и поставки оружия и доспехов для съемок фильма «Александр. Невская битва».
Про меня он вспомнил, поскольку я состоял с ним в одном реконструкторском клубе «Ливонский орден», имел соответствующие доспехи и, кроме того, изготавливал щиты, а моя жена, Айсулу Шукурова, умела их хорошо расписывать. Вот он и предложил мне сделать для фильма партию щитов, а потом и поучаствовать в съемках. Отказываться было не с руки, поскольку это сулило хорошую прибавку к зарплате, особенно важной из-за намечавшегося прибавления в семействе.
Итак, надо было сделать, кажется, семь расписных щитов, из них два «европейских», то есть для шведов, включая ярла Биргера, а остальные для русских. Со щитом ярла Биргера получилось забавно. Мы нарисовали на нем герб королей из рода Фолькунгов, к которому относился Биргер – золотого льва на фоне из косых синих и белых полос.
Все бы хорошо, но, когда щит был готов, Клим Жуков сообщил, что в фильме ничего синего быть не должно – это связано с какими-то техническими деталями съемок, по окончании которых все, что нужно, синим раскрасят сами киношники. А пока вместо синего необходимо использовать зеленый цвет, и щит Биргера перекрасить. Ну, перекрасили, стало менее красиво и исторично, но раз уж надо… Стоит ли говорить, что в процессе съемок я увидел массовое использование одежды синего цвета, а когда фильм вышел на экраны, ничего там в синий перекрашено не было, а щит Биргера так и остался с зелеными полосами.
Русские щиты делались и расписывались в более-менее строгом соответствии с доступными изобразительными источниками, которых, впрочем, имеется довольно мало, так что фантазию тоже приходилось задействовать, в строгих рамках, конечно. Щит, который мы предназначали самому Александру Невскому, был самый красивый. В основу его росписи было взято изображение щита в декоре Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на котором можно видеть прекрасного льва.
И на нашем щите лев получился неплохо, и каемочку по краю сделали под Хохлому понаряднее. Цвета, конечно, пришлось додумывать, но понятно, что лев должен быть желтым, а фон красным. В сравнении с остальными щитами этот, как нам казалось, выделялся, и мы его уже мысленно видели в руках (точнее, на руке) у Александра Невского.
Однако не тут-то было. Когда я приехал на съемки, то выяснилось, что актеру, игравшему Александра Невского, выдали другой наш щит.
Тоже, в общем-то неплохой, но его мы раскрашивали, ну… скажем так, на скорую руку. На нем тоже лев, душащий какого-то гада ползучего дракона. С узорчатой каймой возиться уже времени не было, поэтому тут она совсем простенькая, да и сами главные персонажи переданы широкими мазками, чуть гротескно, может быть даже мультяшно. И зеленый фон, в надежде на то, что его перекрасят в насыщенный синий, на котором желтые фигуры будут смотреться выигрышнее. О красном цвете не думали, его и на других щитах хватало.
Ну, что получилось, то получилось. Наш щит, расписанный по мотивам орнамента собора в Юрьеве-Польском попал в кадр где-то в интерьерных съемках, а Александр Невский воевал со щитом, расписанным более фантазийно, и для него не предназначавшимся.
Фильм «Александр. Невская битва» особого успеха у зрителей, вполне заслуженно, не снискал, но зато образ главного героя получил более широкое распространение трудами различных неизвестных мне художников.
Не могу сказать, что восприятие нашего щита как щита Александра Невского «пошло в народ», но… у кого-то ассоциация теперь именно такая.
А ведь мы этого совсем не хотели.