Найти в Дзене
Всё о М.И.Ф.ах

Кузя. Эволюция франшизы про маленького троллика.

Оглавление

Глядя на название данной статьи, можно с уверенностью считать, что весёлый и маленький тролль Кузя очень хорошо известен каждому. Но никто не знает, что он возник за рубежом, а его русская версия имени сильно отличается от оригинала. Поэтому, необходимо узнать подробную историю этого персонажа, а также вспомнить проекты с его участием.

Первое появление.

История франшизы началась в 1988 году в Дании, когда была основана компания Interactive Television Entertainment (ITE). Она буквально моментально превратилась из небольшой фирмы в крупный медиа-холдинг, являющийся одним из самых известных мировых производителей интерактивных телепередач и поставляющий свои разработки в 30 стран земного шара. В 1990 году ITE создала маленького тролля по имени Хьюго (именно так звучит в оригинале) для нового на тот момент проекта в формате игры на телевидении. Представители датской компании дали простую характеристику, что Хьюго — это дружелюбный и маленький тролль, который борется со злом. Главная его задача — защитить свою семью и родной мир. В это-же время вышло интерактивное шоу под названием «Skærmtrolden Hugo» (дословно переводится, как «Экранный тролль Хьюго»), в котором мог участвовать телезритель, просто позвонив по телефону во время прямого эфира и перехватив управление тролликом Хьюго. Целью игры заключалась в том, чтобы увернуться от препятствии и набрать очки, а также выиграть приз.

Сама технология управления того времени выглядела более оригинальной: после того как зритель дозванивался до передачи, он становился игроком, а его телефон — джойстиком. Кнопки с цифрами на нём выполняли функцию стрелок управления. Со стороны казалось, что человек играет в игру у себя на компьютере или игровой приставке, но тогда о подобных вещах можно было лишь мечтать. Кроме того, в те времена мир только начинал привыкать к 16-битным играм Dendy, SEGA, Nintendo и т.п. А «Экранный тролль Хьюго» в своё время был графически продвинутым проектом в категории развлечения.

Успех такой идеи настолько сильно убедил компанию ITE, что даже проект стал транслироваться в более 40 странах, среди которых фигурировала Россия. У нас тролль получил русское имя Кузя, а озвучил его Дмитрий Полонский — советский и российский актёр театра, кино, озвучивания (дублирования) фильмов и диктор.

Итак, в 1999 в России транслировалась интерактивная передача «Позвоните Кузе» на канале РТР (ныне канал Россия-1). Концепция осталась нетронутой: зритель дозванивался до передачи во время эфира и играл. Правда, загвоздка была в том, что у большинства людей был не кнопочный телефон, а дисковой, который никак не подходил в качестве геймпада для такого развлечения. Хотя были и другие трудности, например дозвониться в студию, чтобы стать непросто легендой среди геймеров, но и частью истории телевидения; или задержка сигнала, к которой нужно было адаптироваться мгновенно, чтобы хорошо играть. Несмотря на такие недостатки, а также на то, что московским зрителям было проще играть из-за близости к студии, а в других регионах — трудно, интерактивное телешоу «Позвоните Кузе» привлекало внимание даже простых зрителей-наблюдателей, болевших за игрока-незнакомца. Параллельно с этим они слушали интересные фразы Кузи в исполнении Полонского, которые стали главными мемами. Вот к примеру:

  1. Смех смехом, а по мне булыжник проехал.
  2. Эй, бобёр! Куда попёр?!
  3. А я и не знал, что жареная ножка тролля - это твоё любимое блюдо.
  4. Вот Кузя с горочки спустился... (переделанная песня)
  5. Ну что, поехали потихонечку!

В начале 2000-х формат шоу стал медленно, но верно вымерать. Сама передача закрылась, а тролль Кузя перешел из телевизионной индустрии в игровую, где начала расти популярность франшизы о нём. А что касается Дмитрия Полонского, то он стал знаменитым наряду с остальными актёрами дубляжа, и прочно закрепился за Кузей, как русская версия голоса этого персонажа.

От игровой приставки до персонального компьютера.

Начало XXI века считается временем популяризации игровых консолей и персональных компьютеров. Если последние было поначалу не по карману, то первые наоборот имели простой и большой спрос. Франшиза о Хьюго, в свою очередь, породила много разных товаров: от мягких игрушек до журналов. Также датские представители компании Interactive Television Entertainment легко перенесли игры на все доступные игровые платформы. Для этого руководство открыло специальное подразделение, ответственное за разработку видеоигр с прежним героем. Сначала это были сборники тех мини-игр, которые были показаны по телевизору (геймплей остался в духе оригинального шоу), а потом пошли проекты, каждый из которых имел свою оригинальную сюжетную линию. При этом разработчики создавали игры как с 2D-, так и с 3D-графикой. Хотя за последнее время было создано большое количество игр про Кузю, стоит вспомнить те, что действительно заслуживает похвалы.

«Hugo: Quest for the Sunstones».

Обложка игры с русской версией.
Обложка игры с русской версией.

«Hugo: Quest for the Sunstones», также известная как Hugo 3D, представляет собой 3D-игру-платформер франшизы Хьюго, разработанную и изданную ITE Media для PlayStation и ПК в 2000 году. В России она известна, как «Кузя 3D: Тайна солнечных камней».

Действие происходит на острове Кикурианцев, где их деревня находится под угрозой. Злая ведьма Сцилла приказывает Дону Кроко и его приспешникам забить кратер вулкана огромным валуном, чтобы лава смогла залить всю деревню. Чтобы спасти Кикурианцев, дружелюбный тролль Кузя должен найти 3 волшебных солнечных камня, которые спрятаны в 3-х местах: в старой пирамиде инков, в заснеженной горной пещере и в старом пиратском гроте.

Жанр данной игры - бродилка. Игрок управляет Кузей, одетым в наряде археолога и исследователя джунглей. Он может атаковать врагов, прыгая на них или ударяя их хлыстом в стиле Индианы Джонса. В некоторых местах есть возможность проползти. Что касается уровней, то они ничем не отличаются друг от друга и являются простой полосой препятствий, которую нужно пройти, попутно собирая камни и пополняя здоровье. По времени прохождения геймплей выглядит медленным, что может вызвать скукоту. Не говоря о том, что музыка в игре отсутствует в принципе, даже в видеозаставках между уровнями.

Но несмотря на эти и другие недочеты, «Кузя 3D: Тайна солнечных камней» была относительно хорошо принята в своей родной Дании, а со стороны России она считается не только шедевром, но и экспериментом по созданию игр с 3D-графикой, которая в своё время была годна для PlayStation 1.

«Кузя. Силы природы».

Обложка игры.
Обложка игры.

Это образовательная игра, изданная ITE Media в 2001 году на ПК.

Согласно сюжету, каждый год где-то в начале мая Сцилла отправляется из своего замка на острове Каки-Наки (где живут Кикурианцы) на ежегодный конгресс ведьм. Так случилось и в этом году. За главного она оставила Дона Кроко, приказав ему прибраться в замке. В противном случае Сцилла превратит его в жабу, если не управится до её возвращения. Дон Кроко решил ускорить процесс уборки с помощью заклинания из книги Сциллы. Но что-то пошло не так… Теперь весь остров охвачен разбушевавшимися стихиями.

В игре 6 уровней: «Торнадо», «Лавина», «Землетрясение», «Наводнение», «Вулкан» и «Томатный пулемёт». В каждом уровне предусмотрен свой главный герой, с которым игрок будет справляться с разбушевавшейся стихией и защищать мирных жителей острова. Среди них — Кузя, тукан Фернандо и шимпанзе Филипп Мартыныч. Перед началом каждого уровня помощником выступит профессор Черепанов — эксперт в области природных явлений. Он будет делиться знаниями об определённом стихийном бедствии, а затем переходить к сути проблемы, возникшей у героев. После того как игрок пройдёт все уровни, появится финальный, в котором надо сразиться с ведьмой Сциллой с помощью томатного пулемёта.

По сравнению с предшественниками, сюжет данной игры простой, но увлекательный. Графика сделана в 2D, так как, во-первых, для франшизы выглядит традиционной и привычной, а во-вторых, разработчики в то время дорабатывали 3D-графику, чтобы в дальнейшем выглядела не слишком примитивной. Музыка звучит уместно для представления игры в жанре развлечения; шумовые эффекты поднимают игроку настроение; а в русской озвучке приняли участие 2 знаменитых актёра дубляжа — Дмитрий Полонский и Дмитрий Филимонов. 1-ый стал в очередной раз голосом Кузи, а вот 2-ой исполнял роль профессора Черепанова. Оба актёра старались максимально войти в так называемый голосовой образ, чтобы игроку было интереснее играть.

Дмитрий Филимонов — голос профессора Черепанова.
Дмитрий Филимонов — голос профессора Черепанова.

«Кузя: Заколдованное зеркало».

Обложка игры.
Обложка игры.

Игра 2002 года, разработанная и изданная ITE Media для ПК, PlayStation, Game Boy Color, Game Boy Advance и мобильных телефонов.

Злая ведьма Сцилла вернулась, чтобы попытаться избавиться от Кузи. Она использует волшебное зеркало для заточения туда тролля, которое затем разбивает на 3 части и волшебным образом разбрасывает осколки по миру. А затем, Сцилла похищает Кузелину — жену Кузи. Чтобы снять проклятие ведьмы, каждый ребёнок — Рит, Рэт и Рут (Кузерит, Кузерат и Кузерут) — должен найти осколок разбитого зеркала.

Версия для ПК и PlayStation представляет собой адаптацию очередной трехмерной платформенной игры, которая малость отличалась от «Кузи 3D: Тайны солнечных камней». Каждый из 3-х детей-троллей обладает разными способностями, а их уровни имеют разные стили игры. Например, девочка Рут умеет очень высоко прыгать, у мальчика Рэт есть базука со снежными снарядами, а младенец Рит участвует в гонке на кабанах. Как только их уровни будут пройдены, откроется новый путь: в зеркальный мир, где самому Кузе предстоит трижды сбежать из заколдованного замка Сциллы перед финальной схваткой с ней.

Управление осуществляется 8-ю клавишами: вперед, назад, влево, вправо, прыжок, использовать, стрелять, атаковать. Это стандарт для каждой игры в жанре аркады.

Хотя в некоторых местах локализованной версии слова были неразборчивы, либо сокращены буквально, игра в очередной раз заслужила положительную оценку со стороны наших поклонников. Прежде всего, они похвалили за возвращение Дмитрия Полонского к озвучке Кузи. А также, за сюжет, который показался разнообразным вместе с геймплеем.

«Суперагент Кузя».

Обложка игры.
Обложка игры.

Игра создана в 2005 году компанией ITE Media в жанре аркады для PC и PlayStation 2. Она рассказывает об очередных увлекательных приключениях тролли Кузи. Теперь он не просто Кузя, а агент Кузя, и действует от имени Р.И.С.К.а – секретной организации, возглавляемой мисс Клювдинг. Кузе предстоит вступить в схватку со зловещей криминальной организацией САСПЕКТРа и выполнить секретную миссию по разоблачению планов ее таинственного руководителя – коварного доктора Ного.

В качестве сюжета авторы придумали так называемую пародию на "Бондиану", хотя большинство шуток игроки могут не понять из-за незнания киноматериала. Геймплей состоит из гонок по водной поверхности. Как можно понять, на смену городским улицам с заездами пришли каналы и вооруженные катера. А задания представляют собой квест с элементами бродилки. Весь город делится на неполный десяток районов (каждый можно пересечь за 3-5 минут), среди которых центр, пригород, порт, китайский квартал и другие. Прохождение игры заключается в решении задач, поставленных в миссиях, следующих сюжетной линии. Кузе предстоит провести небольшое расследование, организовать пару встреч, обезвредить нескольких злодеев и вычислить местонахождение их логова. На деле это означает управление транспортным средством с Кузей на борту и прибытием в требуемые точки, помеченные на карте буквами "M".

Некоторые квесты являются многоразовыми, т.е. в случае неудачи можно будет взять еще одну попытку. На экране будут отмечаться выполненные поручения и их общее количество в каждой локации. За время работы в агентстве Кузя сменит свой транспорт на фирменную лодку-машину, а затем и на специальный катер слежения, чтобы выполнить отдельные сюжетные миссии. Часть примитивных заданий развернется на суше, где Кузе необходимо будет прокрасться мимо патрулей по городу или вражеской базе. Для этого он может применять костюмы маскировки, нарядившись пожарным гидрантом или кустом, а затем всё равно придется быстро бежать до соседнего угла, пока оставшиеся позади противники не обнаружили шпиона. Здесь стоит сразу отметить, что прохождение миссии на суше выглядит не так просто, как хотелось. Так как данная часть геймплея была либо не проработана, либо разработчики специально перемудрили с усложнением задачи. Дело в том, что боевая система Кузи состоит лишь из бомбы с зелёным дымовым завесом и хвост тролля. Они позволяют оглушить оппонента, но не убивать. А что касается маскировки, то она на самом деле никакую пользу не приносит, только сильно привлекает внимание противников. Сколько бы не старайся, сразу можно оказаться в проигрыше, и тогда придётся проходить миссию заново с момента последней записи. Такой результат оставляет желать лучшего. Разработчикам явно не получилось получше продумать подобный аспект геймплея.

Единственное, что может утешить – миссии на водной дороге, где можно вдоволь пострелять, сражаясь с машинами-амфибиями. Основными видами вооружения являются пулемет, ракетница и гарпуны. Секретными новинками стали водная мина от доктора Зло, бомба от доктора Ного, оповещающая ближайших охранников, и ответ разведки – "хитрая мина", ненадолго отвлекающая стражников.

В этом утешении содержится ещё одна из главных проблем игры. Она связана с ориентированием на местности, для чего предназначена лишь мини-карта, не позволяющая заглянуть дальше ближайшего поворота. Размытые указания на местоположение искомых объектов заставляют тратить время на поиск "M", поскольку нет других возможностей обнаружить, к примеру, казино в массивах однотипной застройки.

Графическое исполнение для 2005 года выглядит не таким уж устаревшим. Некрасивые текстуры и минимум анимации сопровождаются небогатыми спецэффектами, где даже взрывы настолько скоротечны, что их не удается поймать в кадре. Локации различаются типом повсюду расставленных зданий и условиями освещения. Модели городского автотранспорта примитивны, хотя и разваливаются на части при попытке их атаковать. Кузя может погружаться под воду, на время выпрыгивать из лодки.

Звуковых эффектов не так уж и много, а вот музыка может порадовать. В наличии имеются почти 2 десятка фоновых треков, включая заглавную тему, написанную и исполненную датским коллективом B-Boys. Локализованная версия производит впечатление на поклонников франшизы, в первую очередь, тем, что Кузю озвучил вновь всеми известный Дмитрий Полонский.

Пожалуй, негативным образом на увлекательности игры «Суперагент Кузя» отражается её монотонность и однообразие усложняющихся заданий. Даже несмотря на это, получившийся продукт сможет заинтересовать преданных поклонников Кузи.

Заключение.

В начале 2010-х игровая франшиза про Кузю в переносном смысле исчезла с территорий всех стран мира, в том числе и России. Дело в том, что в это время права перешли датскому издателю Krea Medie games, и, как новый владелец, воскресил серию самым очевидным способом: она превратилась в серию мобильных раннеров. Спустя 2 года появилась игра «Hugo Troll Race» (у нас она называется «Кузя: Троллегонки») на iOS и Android, и тут же обрела большую популярность. Её загрузили 1 млн раз, что считается рекордом для датских игр.

В настоящее время последней по счету игрой является «Hugo Troll Race 2» («Кузя: Троллегонки 2»), которая отличается от предыдущей части лишь 3-мерной графикой. А дальше никаких новостей о новых проектах или очередном возрождении франшизы в целом так и не поступало. Единственное, что стоит отметить, – при других обстоятельствах Кузя мог бы стать так называемым игровым символом наряду с Соником, Марио, Крэшом и Спайро. Однако компания ITE не имела ни малейшей мысли о подобном, а только рассматривала этого героя с точки зрения простого тиражирования. Возможно, со временем серия оживет во второй раз, а пока будем продолжать получать удовольствие от того, что есть.