Очень неоднозначная фигура в нашем кинематографе кинорежиссер, киносценарист и киноактер Андрей Сергеевич Смирнов. Наверное, последний из ныне живущих и действующих кинорежиссеров, которых можно отнести к "шестидесятникам". Можно сказать "динозавр". Причем в самом прямом смысле. "Динозавр" так называется современный российский сериал, вышло вот уже три сезона, последний в 2022 г., в котором Смирнов играет престарелого криминального авторитета, "вора в законе" Семена Тимофеевича Бабушкина, "оттянувшего" на зоне в общей сложности 34 года.
Свою кинематографическую карьеру Смирнов начал более шестидесяти лет назад. После окончания в 1962 ВГИКа Смирнов совместно с другим кинорежиссером Борисом Яшиным снял три фильма. Дипломную короткометражку "Эй, кто-нибудь". Полнометражный фильм о войне по повести Григория Бакланова "Пядь земли", в этом фильме главную роль сыграл Евгений Урбанский и почему-то эта его роль да и сам фильм забыты. И совершенно очаровательную короткометражку, просто маленький шедевр по рассказу А.П. Чехова "Шуточка" с невероятной красавицей Нонной Терентьевой, молодым Никитой Михалковым и закадровым текстом в душевно-интеллигентном исполнении Андрея Попова.
После этого пути Смирнова и Яшина разошлись. Они стали снимать самостоятельно. Яшин снял два фильма с Валентиной Теличкиной, практически открыв эту замечательную русскую актрису для нашего кино. Мелодраму "Осенние свадьбы", о нем мы писали тут,
и революционную драму "Первая девушка".
А Смирнов снял для киноальманаха, посвященного 50-ти летию Октябрьской революции, короткометражку "Ангел" по рассказу Ю. Олеши. Еще в этом киноальманахе должны были быть короткометражки Л. Шепитько "Родина электричества" по рассказу А. Платонова и "Мотря" режиссера Г. Габая по рассказу К. Паустовского. Но киноальманах на экраны не вышел, так как короткометражки Смирнова и Шепитько не прошли цензуру и были положены " на полку". На широкий экран они вышли только через двадцать лет.
В последующем Смирнов снял при Советской власти еще три фильма. Драму о фронтовиках "Белорусский вокзал", мы недавно писали о нем
мелодраму "Осень" и "производственный фильм" об архитекторах "Верой и правдой". Последний фильм он снял в 1979 г. и с тех пор отошел от кинорежиссуры. И несмотря на небольшое количество снятых фильмов, Смирнов причислен к классикам советского кино.
Очень неоднозначная фигура в отечественном кинематографе. Кинорежиссер, киносценарист и киноактер. Особенно преуспел, как киноактер и особенно в постсоветское время. Роли в основном старых, желчных, обозленных мужчин. Крайне неприятных внешне и внутренне. И часто они бывают "ворами в законе".
И вот что он пишет о себе современном.
Я – совок? Оскорбительно. Да я ненавижу все, к чему приложим эпитет “советский”, мне только что стукнуло семьдесят пять (страшно произнести, мой отец умер в шестьдесят от скоротечного рака легких), но пока еще хорошо помню и очередь за мясом (когда я, простояв полчаса, приближался к прилавку, звонил из автомата, и жена бежала с двумя маленькими детьми, потому что не давали в одни руки мяса больше килограмма, из коего добрая половина уходила в помойку), и ОВИР (Отдел виз и регистраций, кто не помнит), где дяденька, сверкнув золотым зубом, сообщал деревянным голосом, что поездка за рубеж не состоится как нецелесообразная (а мне уже было под сорок, а выпустили в первый раз уже при Горбачеве, в сорок семь). Да, я – старый совок, приходится признать, плоть от плоти режима, на который пришлась большая часть жизни, и, к сожалению, ничего великого, кроме великих жертв, не вижу в истории страны под диким для русского уха названием “СССР”.
И Анатолия Чубайса, этого "демона" современной российского истории ( по уровню демонизации этот вполне заурядный в интеллектуальном плане, но беспощадный исполнитель, сравним в отечественной истории разве что с Распутиным и Троцким), он очень уважает, К тому же и зять.
Я его всегда очень любил, уважал. Мы в одном строю шагаем, только он командовал, а я был одним из офицеров. Гайдар и Чубайс — два самых выдающихся мужика в новейшей истории. То, что заместителей Чубайса сажают одного за другим - это все «липа», они порядочные, честные люди. Я восхищаюсь Чубайсом и его командой…
Но ведь каждый человек в нашей стране имеет право на свое мнение. И по политическим, и по семейным вопросам. Главное, чтобы оно не попадало по действие Уголовного Кодекса РФ.
И не об этом сегодня будет небольшой рассказ. А о двух осенних историях, написанных Андреем Смирновым. Одну он экранизировал сам, вторую замечательный кинооператор Дмитрий Долинин.
После успеха фильма фильма "Белорусский вокзал" Андрей Смирнов находился в фаворе. Еще бы, сам Л. И. Брежнев, отмечая со своими фронтовыми друзьями День Победы, любил за праздничным столом смотреть последнюю часть фильма, где герои поют о "десятом, непромокаемом" десантном батальоне. Вспоминали, наверное, свой героический десант на Станичку под Новороссийском и оборону "Малой земли".
Следующий фильм Смирнов решил снять по своему собственному сценарию.
У меня была припасена история интимного свойства, мне хотелось рассмотреть отношения двух любовников из моего поколения без обязательного в те годы соуса из плавки, жатвы и партсобрания. Однако драматурги, к которым я обращался, отказывались дружно на удивление – от Шпаликова до Трунина. Особенное подозрение (или, может быть, мужскую неприязнь) вызывал у них задуманный характер героини – скажем прямо, не сахар. В фойе ленинградского Дома кино я вцепился в Александра Володина. “Вот уж кто мастер женского портрета!” – думал я, рассказывая сюжет с некоторым заиканием. “Это готовый сценарий. – Он улыбнулся, как улыбается один он – ласково и печально. – Тебе никто не нужен, пиши сам”. За что ему и кланяюсь.
Сценарий признали удачным. Режиссеру даже выделили очень дефицитную импортную цветную кинопленку "Кодак". Смирнов надеялся, что и этот фильм будет иметь большой успех.
Съемки фильма проходили осенью 1974 г. в Карелии . Фильм так и назван "Осень". Снял его Смирнов за пять месяцев, а потом еще пять месяцев сдавал. В итоге на экраны страны фильм вышел весной 1976 г. И оказался одним из самых загадочных советских фильмов.
В нашей тайге фильм начал демонстрироваться первым экраном в самом большом кинотеатре на 1500 зрителей. Не очень зазывающее название "Осень", правда, внизу, мелким шрифтом, манящее - "кроме детей до 16 лет". И не успел я сходить на это "до 16-ти лет", ждал, пока фильм не пойдет в кинотеатре рядом с домом. А он и не пошел. Через четыре дня фильм сняли с экранов кинотеатров. И поползли по городу страшные слухи, что это "первый советский порнографический фильм". Не было тогда никаких "инторнетов", а вот слухи были. И, как правило, всегда имели под собой реальную основу.
"Что там было, как ты спасся, всякий лез и приставал", все не успевшие поглядеть приставали к счастливчикам, которым удалось посмотреть первую советскую "порнографию". Но счастливчики только загадочно улыбались - "догадайся мол сама". А тут к нам в школу прислали студентов практикантов из пединститута с факультета физвоспитания. Ученики и практиканты не сильно разнились в возрасте и отношения были вполне панибратские. И одна из практиканток успела приобщиться к ЭТОМУ, успела посмотреть фильм. И на наш вопрос :"Про че фильм то, Натаха",- эта, довольно уже опытная во всех смыслах физкультурница, ответила :" Про бля... ство! Мне сразу с первых минут фильм не понравился. Едут в поезде мужик с бабой, а мужик этой бабе и говорит - "Ты в меня все равно влюблена, как кошка" - типа никуда не денешься, вот козел". И все. И как ни выспрашивали мы ее про "порнографию", так ни в чем не созналась. Или решила имидж фильма не ронять, или сама не поняла была ли там "порнография" или нет.
И ведь этот простая таежная зрительница и не догадывалась, что почти в таких же выражениях - "про бля...ство", фильм оценили и в руководящих инстанциях, принимавших картину. Главную героиню начальство так и называло - "бля...ю". А Сергей Апполинарьевич еще и подковырнул Смирнова
«Андрюш, что с тобой? Ты что, голой бабы не видел? Нашел тоже ход — героев раздеть. В западном кино это сплошь и рядом. Вот одеть — это новаторство!» Общий смех, аплодисменты. Особую ярость у собравшихся почему-то вызвала появляющаяся под конец пара в исполнении Максаковой и Джигарханяна.
А ведь и действительно, фильм очень похож на "западные" образцы этого жанра, к примеру на те же "Сцены из супружеской жизни" или "Жить, чтобы жить." И снят очень красиво, все-таки "Кодак", это вам ни "Свема" или "Тасма". Тут есть где разгуляться оператору. И оператор Александр Княжинский тут сотворил почти в каждом кадре то импрессионизм, то экспрессионизм. И музыка Альфреда Шнитке - один в один, что и музыка Франсиса Лея из "Жить, чтобы жить". Такое добротное "европейское" кино со всеми атрибутами свободной любви и легкой эротики.
И почти двадцать лет жила в народе легенда о "первом советском порнографическом фильме", который начальство втихаря от всех крутит у себя на закрытых показах, во время каких-нибудь партийно-комсомольских совещаний, конференций и учеб. А показали фильм только спустя 20 лет, когда сам кинорежиссер Андрей Смирнов выбился на волне " ускорения, перестройки и гласности" в одни из главных кинематографических начальников, и с "полки" сняли и "Ангела", и "Осень".
И что же увидел народ? А об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.