Кто из нас не любит вкусно поесть? Это, конечно, риторический вопрос. А во время полета еда не просто помогает подкрепиться и насытиться, но и скоротать время. Всегда любопытно, что же предложат стюардессы, идущие с большой тележкой между рядов – курицу или рыбу? Больше о бортовом питании читайте в нашей статье.
Если рассмотреть мировую практику, иногда еда в самолете задает тон вашему путешествию, например, багет и вино на рейсах Air France или фирменное пирожное с печеньем на борту Philippine Airlines. Порой еда в самолете полностью отсутствует. Объяснить это можно тем, что после принятия Закона о дерегулировании авиакомпаний 1978 года перевозчики делают все возможное, чтобы сократить расходы и сохранить конкурентоспособность. Бесплатная еда была своего рода привилегией, которую можно было отменить. Сегодня на большинстве внутренних рейсов, можно сказать, не кормят.
Многие пассажиры и жалуются на платную услугу по предоставлению еды в самолете, но на самом деле так было всегда. Пассажиры переоборудованных бомбардировщиков времен Первой мировой войны компании Handley Page Transport в 1919 году испытали первое бортовое питание, и оно также стоило денег! Это был упакованный ланч-бокс, который стоил примерно три шиллинга или 9,50 долларов (=650 рублей). Это довольная высокая цена сейчас, а в то время и подавно.
Самолеты росли в размерах, а вместе с ними и повышалась стоимость продуктов питания, и напитков. Холодная еда была нормой до 1936 года, до тех пор, пока United Airlines не стала первой компанией, установившей на борту кухню. Гостям был предоставлен выбор между жареной курицей и яичницей-болтуньей. Этот шаг вдохновил другие авиакомпании сделать то же самое, и на многих бортах появились электрические печки.
К 50-60-е годам бортовое питание набирает обороты. Авиакомпания Pan American World Airways, или Pan Am, была лидером в сфере шикарного бортового питания. Например, обед в полете начинался с коктейля из тропических фруктов, за которым следовал томатный суп-пюре, жареный цыпленок с винным соусом, фасолью и картофелем. На десерт пассажирам предлагался пирог с кремом и кофе. Меню отличались игривыми иллюстрациями и длинными картами вин и спиртных напитков. Путешественник эконом-класса мог рассчитывать на французские вина и томатный супа-пюре, телятину с рисом, салатом и десертом. В 70-х годах перелет на борту Pan Am можно было начать с таких коктейлей, как «Манхэттен» или виски сауэр, за которыми следовали закуски, стейк терияки или курица, рис и десерт. Курильщики могли выбирать из ассортимента даже сигареты!
Коммерческая авиация стала массовым транспортом, позволив миллиардам людей путешествовать по миру с меньшими затратами, чем когда-либо. По этой причине и стиль питания в полете тоже изменился. И если раньше в почете был сервис, то позднее стала цениться скорость, а авиакомпании начали разделять свои услуги, чтобы сохранить конкурентоспособные цены на билеты. Услуги для пассажиров, которые когда-то были бесплатными, такие как проверка багажа или обед, теперь предоставляются за дополнительную плату.
На борту Smartavia также можно подкрепиться. Авиакомпания предлагает предварительно заказать питание для своего следующего рейса на сайте flysmartavia.com, через колл-центр Smartavia или в агентствах города во время покупки билета. Пассажиры могут выбрать сэндвич на любой вкус, горячее блюдо с говядиной, курицей или рыбой, чай или кофе с десертом и даже детское питание! Также купить перекус можно, уже находясь на борту самолета, воспользовавшись интерактивной системой Smartavia WOW.