2K подписчиков

Версаль. Кто делал мебель?

Всем привет, я продолжаю серию статей просвещающие деятелей искусств в разных областях и жанрах.

И в этой статье я затрону очень необычную сторону искусств и расширю кругозор знания истории искусств.

Для развития художественной культуры Франции второй половины XVII века огромное значение имело строительство Версаля.

1668-1689 архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн Мансар
1668-1689 архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн Мансар

Грандиозная стройка загородной королевской резиденции, как у нас в России в императорской столице Петербурга есть такая резиденция - Петергоф, но это отступление вернёмся к Версалю.

Эта французская королевская резиденция как бы символизировало могущество власти абсолютного монарха Людвига XIV, заявившего:

"Государство - это я"

Людвиг XIV ещё его называли «король-солнце» и Людовик Великий. Его правление было самое долгое около 72 лет и знаменуется как золотое время Франции. Сам кароль был очень умён и начитан и ещё очень любил помпезность именно поэтому велел создать под его стать целый комплекс дворцов в Версале.

Величественный дворец, его отделанные с невиданной роскошью парадные залы, великолепные аллеи парка, бассейны, фантаны.

Всё это служило блестящем фоном для церемонии придворного быта, подчинённых строгому, торжественному этикету. Грандиозные работы по украшению Версаля и других дворцов, строившихся в это время, послужили стимулом для развития декоративно-прикладного искусства.

Министр финансов Людвига XIV Кольбер основал ряд королевских мануфактур, производивших предметы роскоши: мебель, шпалеры, ткани, серебряные предметы.

Жан-Батист Кольбер(министр финансов)
Жан-Батист Кольбер(министр финансов)

Андре Шарль Буль, с творчеством которого связано формирование целого стилевого направления мебели XVIII века, был сыном
"королевского" мастера Жана Буля.

Он учился ремеслу у своего отца, но образование получил более широкое, чем обычный мебельщик.

Когда в 1672 году он в свою очередь удостаивается королевской привилегии на квартиру и мастерскую в галереях Лувра, в составленном по этому поводу документе его специальности:

Эбенист

Архитектор

Гравер

Мастер наборных работ

Позолотчик

Чеканщик

Вот такой обширный список мастера. Вскоре Буль получает звание "первого эбениста короля".

Эбенистами (чернодеревцаами) во Франции называли мастеров, работавших в технике фанеровки, в отличие от столяров, изготовлявших мебель из цельного дерева.

Фанерование фигурным набором (пример)
Фанерование фигурным набором (пример)

Буль работал по собственным эскизам, часто сам отливал, чеканил и золотил бронзовые украшения для мебели. Он был виртуозным мастером набора из цветного дерева (маркетри)

В Санкт-Петербургском государственном Эрмитаже предоставлен большой шкаф работы Буля, выполненный из чёрного дерева и украшенный инкрустациями и бронзовыми накладками.

Эрмитаж. Шкаф в интерьере
Эрмитаж. Шкаф в интерьере

Центральное место в его декоре занимает мотив вазы с пышным букетом цветов, удивительно тонко выполненный в технике маркетри.

Маркетри - это искусство и ремесло нанесения кусков шпона на конструкцию для формирования декоративных узоров, рисунков или рисунков.

Сочетание величественных пропорций, строгости и благородства фори с царственной пышностью декора делает этот шкаф характерным произведением "большого стиля", в полной мере соответствующим убранству парадных дворцовых залов той эпохи.

Со временем Буль перестаёт работать в наборной технике из древесных пород и отдаёт своё предпочтение другим материалам.

Он составляет изысканные узоры в виде переплетающихся лент и тонких растительных побегов из меди, свинца, серебра и даже пластинок панциря черепахи.

Очень необычная техника не только тех времён, но и сейчас диковинно услышать декор из панциря черепахи. А делали декор таким образом:

Две тонкие пластины - черепаховую и металлическую - слегка склеивали друг с другом, на верхнюю часть наносили узор, который пропиливали лобзиком сквозь обе пластины.

Вкладывая затем черепаховый узор в ажурную прорезь металлического фона и наоборот, получали возможность одновременно создавать два украшения.

Техника эта не была изобретена Булем, но он довел её до такого совершенства, что она стала называться его именем.

Всем привет, я продолжаю серию статей просвещающие деятелей искусств в разных областях и жанрах.  И в этой статье я затрону очень необычную сторону искусств и расширю кругозор знания истории искусств.-6

Подобный набор был непрочен и требовал множество бронзовых накладных украшений для закрепления - это усиливало пышность и парадность мебели.

Для таких изделий Буль чаще сам использовал свои собственные эскизы, а рисунки известного французского орнаменталиста Жана Берена.

Автопортрет Жана Берена
Автопортрет Жана Берена
Орнамент Жана Берена
Орнамент Жана Берена

Произведения Буля в этой технике пользовались большим успехом не только во Франции, но и по всей Европе. Существовало множество подражателей Буля и в самой Франции и за её пределами.

За долгую жизнь Буль исполнил огромное количество работ, но подлинных изделий мастера сохранились немного.

Ночной пожар 20 августа 1720 года уничтожил большую коллекций Буля и находившиеся в мастерской его собственные работы.

Четыре сына Буля продолжали после его смерти вести дело отца. Кроме них, у мастера было много и других учеников, среди которых особенно прославился в первой половине XVIII столетия Шарль Крессан, создатель так называемого "стиля регентства" в мебельном искусстве.

Спасибо всем за просмотр.

Сейчас нужна ваша поддержка, потихоньку выхожу из отпуска.