Празднование Дня Победы позади, но я хочу продолжить военную тему и рассказать вам о том, как в Великую Отечественную войну наш город работал для фронта, для победы.
Я нашла очень много интересных архивных материалов, постараюсь кратко рассказать вам.
Всего в Тюмень было эвакуировано 28 промышленных предприятий, их объединили между собой и с местными заводами, получилось 22 предприятия. Все они начали выпускать боевую продукцию.
Так, в Тюмень эвакуировалось несколько предприятий народного комиссариата судостроительной промышленности: из Ленинграда — завод № 363 и 194 им. А. Мерт, из Херсона — цех № 7 завода им. Коминтерна, из Керчи — завод № 532, из Москвы — завод № 445, из Рыбинска — завод № 341, из Зеленого Дола — завод № 340. Все они расположились на территории тюменской судостроительной верфи (бывший судостроительный завод) и были объединены в одно предприятие «Тюменский завод № 639.
Завод № 639 выпускал торпедные катера. Река Тура, засоренная лесом-топляком, оказалась непригодной для ходовых испытаний катеров, поэтому их везли для испытаний на Каму возле Перми, а потом уже на фронт. (Во время одного из испытаний торпедный катер уронил в Туру боевую ракету. Реку протралили несколько раз, но ракету не нашли. До сих пор она где-то на дне...).
Тюменские катера воевали на Черном, Балтийском морях, Тихом океане, Онежском и Ладожском озерах, потопили десятки гитлеровских кораблей, участвовали во многих военных операциях. Десять моряков, воевавших на тюменских торпедных катерах, стали Героями Советского Союза.
Завод «Механик», бывший чугунолитейный завод Н. Д. Машарова, с первых дней войны перешел на производство минометов и мин калибра 82 и 120 мм, корпусов гаубичных снарядов калибра 122 мм. С 1943 г. он начал выпускать химические мины для постановки дымовых завес.
На территории «Механика» трудились над изготовлением мин и минометов рабочие бывшего одесского завода им. 10-летия Октября. Они с оборудованием завода выбрались осажденной Одессы в середине августа 1941 г. по морю. В Тюмени завод получил условный номер 766.
Не знаю, уехали одесситы после войны домой или остались жить в нашем городе, не нашла об этом информации.
Рядом с заводом № 766 расположился эвакуированный из г. Дмитрова Московской области экскаваторный завод № 769. В Тюмени он изготовлял боеголовки реактивных снарядов РС-13 для знаменитой «Катюши».
Осенью того же 1941 г. из подмосковного г. Тушино в Тюмень эвакуировали особое конструкторское бюро (ОКБ) № 31 и завод № 241 авиационной промышленности. Завод занял территорию рыночной площади на месте современного почтамта и Дома Советов. Завод должен был выпускать планеры А-7 конструкции О. К. Антонова, который жил в Тюмени. Испытывали готовые планеры под Заводоуковском. Материалом для планеров была березовая фанера, которую изготовлял Тюменский фанерокомбинат.
Планеры в Тюмени изготовляли до 1944 г., их построили более 600. Использовались они для доставки вооружения через линию фронта партизанам в Брянских лесах, на Орловщине, под Ржевом и во многих других местах.
Я думаю — это те самые «этажерки», которые мы видим в кино про войну. Как они летали, не знаю, но ведь летали!
Когда гитлеровские войска стали подходить к Москве, в октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали из г. Подольска аккумуляторный завод - 114 вагонов оборудования, сотни рабочих и инженеров с семьями. Он расположился на территории артели «Рекорд» на ул. Ямской в Затюменке. Станки ставили прямо под открытым небом и рабочие изготавливали необходимые детали. Стены и крышу возводили постепенно над работавшим оборудованием. Тюменские аккумуляторы ставили на танки и автомобили для фронта. Завод должен был дать первую продукцию в мае 1942 г., а выдал уже в январе. В 1942 г. завод выпустил 110 тыс. аккумуляторов, в 1943 г. - более 120 тысяч.
И только представьте — под открытым небом, у нас Западная Сибирь и морозы зимой до минус 30-40, как работали люди для победы.
Продолжение будет, почитайте, уверяю вас – это интересно.