А ветер дул, с костей сдувая мясо
и радуя прохладою скелет.
Владимир Высоцкий
Все долгие годы с времён обретения Крыма и, в особенности, последние 3 месяца различные комментаторы и «эксперты» смакуют тот вред, который Запад своими санкциями наносит сам себе. Для лечения простреленных коленок и отмороженных ушей там уже и перевязочных материалов не хватает. И что особенно замечательно, Россия ещё и не начинала на эти санкции отвечать по-настоящему. Читай – с печи не слезла. Всё же сказание про Емелю – самая наша народная скрепа.
Во всём этом монотонном гуле отчётливо слышна наша лень-матушка. Вот, мол, намучаются, да сами и отменят все санкции, прощения просить будут. Тогда и заживём по-старому. А нам и делать-то ничего не надо, сами придут и сами всё дадут. Что ж, мели Емеля – твоя неделя…
С точки зрения психологической устойчивости такие рассуждения, наверно, естественны. Если знаешь, что противнику тяжело, то и свои лишения переносятся легче. Однако пора бы уже задуматься над вопросом: а у нас есть хоть кто-нибудь, кто думает не о чужих проблемах, а о нашей собственной экономике? А думать надо крепко, если конечно мы не хотим оставаться последней телегой в мировом обозе.
СВО (специальная военная операция) вдруг оголила всё то, что в мутной воде имитации бурной деятельности было не видно. У нас не оказалось практически ни единой гражданской отрасли, которая бы критически не зависела от западных технологий. Истрёпанная в мочало тема импортозамещения выродилась в тупое принуждение иностранных компаний не мытьём, так катаньем локализовать хоть что-нибудь, чтобы подправить статистику. Всего лишь 1 пример: в Китае около 40 национальных автомобильных производителей, не считая производств иностранных марок. Китайские бренды экспортировали в прошлом году ок. 2 млн. автомобилей. В России же собираются восстанавливать производство по стандартам Евро-0, а рынок в этом году сократится раза в 2 до 700 тыс. шт. И это не проблема СВО, это целиком «заслуга» коллективно сидящего на печи Минпромторга, чиновники которого, судя по всему, совершенно не осознают ни свою роль, ни истинные цели госуправления в экономике.
Ошибаются те, кто считают, что на самом верху верят отчётам подобных деятелей и не понимают реального положения дел. Прекрасно понимают. Но считают, что серьёзных задач в экономике частному бизнесу доверять нельзя. Поэтому частный бизнес всегда будет жертвой на любом экономическом ветру – дойной коровой на попутном и допустимой потерей - на ураганном встречном. А ресурсов ручного управления хватает только на фундаментальные, скелетные процессы, обеспечивающие наполнение и устойчивость бюджета. Так и стоит на одном месте скелет нашей экономики – незыблемый и страшный.