Наш поход к форту Ино предполагался через озеро Красное. Выйдя на станции Местерьярви, и проводив дизель взглядом,
сразу направились в лес, обходя садоводства стороной.
Дороги уже подсохли. Удивительно было встретить на обочинах ещё не растаявший снег.
Препятствие – «мостик» через ручей, преодолели помогая друг другу.
Подходили к озерцу с заболоченного участка. Мне такие пейзажи очень нравятся.
На причале, он же место для купания, сделали привал. Купальня большая, наверно много народу здесь собирается в сезон.
Немного отдохнув и подкрепившись, всё-таки был ранний выезд и долгая дорога на электричке, двинулись дальше.
Вот на холме замаскированный Командный пункт форта ИНО.
Огромные, толстые стенки и бетонированные проходы. Внутри разруха и сырость, а наверху выросли деревья.
Прогулка по красивому сосновому бору продолжается.
Через посёлок Пески выходим к Финскому заливу.
Побережье в этой части пустынное, никогошеньки нам не встретилось навстречу.
Местность здесь живописнейшая. Широкая полоса пляжа тянется на несколько километров. Красивые валуны рассыпаны вдоль береговой линии.
Рядом красуются высоченные сосны. Некоторым деревцам приходится бороться за жизнь, ветер и вода совершенно оголили их корни.
Где-то вдали корабли. На противоположном берегу другой форт «Красная горка».
Задачей обоих фортов было прикрывать доступ к Санкт-Петербургу и Кронштадту по акватории Финского залива, простреливая насквозь узкое место залива, как раз между ними.
По дороге можно на минутку остановится и послушать шум прибрежных волн, да посмотреть на изящные изгибы камней, образующих косы.
Вдоль воды прошли несколько километров, это не так-то просто по камушкам и песку. Потом ещё вернёмся на берег, а пока лесная часть.
В лесу сейчас благодать. Природа оживает после долгой зимы. Первоцветы образуют нежный «ковёр». Цветут ветреница дубравная и перелеска - печёночница.
Наряду с обломками форта, на территории остались полуразрушенными военные здания советских времён, так как здесь находилась воинская часть и проводились испытания.
По пути то и дело попадаются какие-то обломки, остатки, поросшие мхом и деревьями.
Переходим от батареи к батарее, минуя наблюдательные пункты и укрытия. Площадь занимаемая фортом существенная.
Постепенно поднялись на холм, чтобы потом спуститься к заливу по лестнице Куропаткина, единственное что сохранилось от дачи генерала, командующего армией во время русско-японской и первой мировой войн.
Когда началось строительство форта здесь была финская деревня Ино и дачи государственных деятелей. Кто-то подарил свои участки государству, а у кого-то землю пришлось выкупать, чтобы освободить площадь для строительства укреплений.
Официальное название форта было Николаевский. Но имя не прижилось и форт вошёл в историю как Ино, названному по рядом находившемуся поселку, сейчас Приветнинское.
Подошли к батарее №14, вернее к тому, что сохранилось от батареи, предназначенной для четырёх шестидюймовых пушек системы Кане. На мой взгляд, вторая по своим значительным размерам сохранившаяся постройка форта. Табличка оповещает, что форт ИНО был взорван 14 мая 1918 года.
Здесь у группы был обеденный привал. Те кто хотел, поднялись на крышу укрепления и рассмотрели конструкцию с высоты.
Рядом советское наследие - строение, похожее на склад или ангар, тщательно замаскированное в лесу. Идём через него насквозь.
Ещё укрытия для машин советского периода и наблюдательный пункт.
А вот интересный комплекс, укрытие для машин и стартовая площадка. Дорога к нему ведёт асфальтовая.
Наконец, приблизились к самому главному, глобальному фортификационному сооружению: громадные бетонные стены, толщина коих тоже внушительная.
Осматривая форт непременно надо смотреть под ноги, иначе можно попасть вентиляционное отверстие или в трещину. За сто с небольшим лет крыша укрепления заросла.
Рядом остатки железнодорожных путей.
Гнездо для артиллерийских орудий, которые могли вращаться и вести огонь в разных направлениях.
Я не специалист и не экстремал, моей целью был только внешний осмотр форта. Залезать внутрь не стала, хотя желающие из походников нашлись.
Фортификационное строение, возведённое нашими предками, даже в разрушенном виде внушает трепет своими габаритами и мощью.
Идя к автобусной остановке, обнаружили оборонительные рвы, тоже творение столетней давности.
Чтобы посмотреть форт ИНО, не обязательно идти длинным путём, как мы. Ближайшая остановка «21 км» по Приморскому шоссе, идут 213 автобус от Зеленогорска, 305 маршрутка от метро «Старая деревня».
Приятных вам выходных и новых открытий!
Спасибо, что дочитали до конца.
#форт #поход выходного дня #фортификация
Тоже интересно:
Ям, Ямбург, Кингисепп. Проездом в Ивангород
Средневековая крепость Копорье - памятник русского оборонительного зодчества
Ивангородская крепость. Самая крупная крепость на северо-западе России