Введение
В нынешнее время для школьников создается множество специализированных классов и кружков, чтобы ребята могли еще в школе определиться, какое направление их интересует и чем они хотят заниматься в будущем
В множестве школ внедрили проект в виде профильных классов для старшеклассников. Я, как ученик 11 класса проекта «ИТ-класс в московской школе», хочу поделиться своим опытом участия в различных специализированных мероприятиях, направленных на углубленное изучение выбранного направления и, в целом, выбору будущей профессии.
Обзор программ
В 10 классе у нас ввели урок «Инженерный дизайн CAD». Инженерный дизайн CAD (Computer aided design) или САПР (Система автоматизированного проектирования) - это процесс использования специализированного программного обеспечения (ПО) для создания чертежей, графических моделей, двух- и трехмерных изображений, технической документации и прочих файлов. В настоящий момент существует множество ПО, которое решает задачи в различных областях: машиностроение, приборостроение, легкая промышленность, строительство и т.д.
AutoCAD – самая распространенная CAD-система в мире, позволяющая проектировать как в двумерной, так и трехмерной среде. С помощью AutoCAD можно строить 3D-модели, создавать и оформлять чертежи и многое другое. Разработчик – компания AUTODESK (США)
Компас-3D – это система параметрического моделирования деталей и сборок, используемая в областях машиностроения, приборостроения и строительства. Разработчик – компания АСКОН (Россия).
NX – флагманская система САПР от SIemens, которая используется для разработки сложных изделий, включающих элементы со сложной формой и плотной компоновкой большого количества составных частей. Разработчик - Siemens PLM Software (Германия).
Нас знакомили и обучали 3D моделированию простейших деталей в программе Autodesk Inventor. Это профессиональный комплекс для трехмерного проектирования промышленных изделий и выпуска документации.
Интерфейс программы
Так же, после появления 3D принтеров в нашей школе, пообщавшись с преподавателем, нам разрешили ими пользоваться, чтобы воплощать в жизнь наши проекты или интересные идеи.
Это было достаточно интересно и познавательно. Однако хотелось больше практики и понимания, где это можно применять и как сейчас это используется. Поэтому я начал самостоятельно изучать эту программу, пробовал что-то моделировать на домашнем компьютере, искал дополнительные возможности углубиться в эту тему. Школьный преподаватель, видя мое стремление узнать что-то новое и мою заинтересованность, предложил мне участвовать в практикумах и конкурсах, где я смогу получить больше практических навыков.
От теории к практике
Одним из первых этапов стала поездка в Всероссийский детский центр «Орленок» на смену профильных техноотрядов. Там в течение трех недель я совместно с другими учащимися очень продуктивно занимались по выбранной компетенции. Многие ребята на моем направлении впервые познакомились с таким ПО, поэтому занятия у нас начались с изучения основ. Но и я, уже имея определенный опыт использования специализированной программы, открывал для себя какие-то различные нюансы, о которых раньше не знал. Даже такая практика не бывает лишней.
Я проявил себя способным и стремящимся к новым знаниям учеником и в День открытых дверей, когда ребята со всех компетенций могли себя попробовать в других направлениях, мой руководитель попросил быть его помощником-ассистентом, чтобы помочь всем желающим попробовать поработать в нашей компетенции, оказывая помощь в освоении ПО.
К окончанию смены нас ждал выпускной экзамен в виде с заданий с Worldskills Junior. Выполнив задание, я показал хороший результат (вошёл в тройку призёров) и получил опыт участия в подобных мероприятий.
После этого уже летом меня появилась возможность продолжить практиковаться в данной компетенции. В течении двух недель в МГТУ им. Баумана, на площадке «Инжинириума», нам проводили лекции по композитным материалам, устраивали практикумы в VR среде (виртуальная среда), давали моделировать различные строительные объекты и учили проводить анализ давления, правильно подбирать материалы и грамотно делать оснастку под композитные детали.
Выполнить полный комплекс работ от разработки до воплощения на 3D-принтере не получилось по техническим причинам, но на последних занятиях курса преподаватели устроили соревнования в VR среде по изготовлению композита, что тоже было познавательно и очень даже увлекательно. Ранее я не был знаком с этим направлением, хотя в настоящее время композитные материалы имеют широкое применение в нашей жизни, ведь они имеют высокую удельную прочность, жесткость и износостойкость и эти характеристики можно варьировать в зависимости от качества и свойств используемых при их изготовлении материалов. По окончанию курсов мы получили сертификаты как слушатели данной компетенции.
Первый самостоятельный опыт
Осенью я участвовал в двухдневном чемпионате по проектированию и моделированию в сфере цифрового материаловедения, который прошел на площадке «Инжинириума» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В первый день нам провели лекцию о различных составляющих для композитов и показали, как руками изготавливать композитный материал. Основное – это важна правильная последовательность сборки композита в оснастке и подготовка рабочего места с материалами. После в ПО Autodesk Inventor мы практиковались делать оснастку и производить расчет давления на определенные участки модели. Это было самым простым заданием для меня, но некоторые полезные нюансы я узнал.
Во второй день состоялся соревновательный этап. Моих знаний было достаточно выполнить всё полученное задание самостоятельно, однако к участию допускались только команды, чтобы каждый участник выполнял определенную часть работы. Мне подобрали команду, которая в итоге оказалась балластом для меня. Когда я увидел их навыки и оценил уровень их подготовки, я решил взять все в свои руки и вытянул команду на пятое место
Однако даже такой соревновательный опыт с отрицательным, по моему мнению, результатом имел для меня большой плюс и дал дальнейшее стремление получению больше новых знаний и навыков в использовании систем автоматизированного проектирования.
Заключение
В посещении курсов, практикумов и соревнований по компетенциям, которые организовывают ВУЗы, я вижу большое преимущество и выгоду. Вы на практике сможете применить свои теоретические знания под руководством опытных специалистов, лучше узнать о выбранном направлении, компетенции, будущей профессии, примерить ее на себя. Преподаватели, обучающие вас, имеют высокую квалификацию, возможно участие представителей производственных предприятий и конструкторских бюро, заинтересованных в юных дарованиях.
Так же огромным преимуществом подрастающих поколений является возможность заниматься подобной творческой деятельностью уже с первого класса, что дает тебе больше времени попробовать себя в различных направлениях и понять, что тебе больше всего нравится, что лучше у тебя будет получаться в дальнейшем.