Найти тему
Страна дошколят

Математика в сказках для малышей

Преподавание математики маленьким детям - задача не из легких. Для того чтобы занятия для дошкольников были интересными, нам нужно проводить их интересно, чтобы такая наука, как математика, была более увлекательная и интересная.

Дети любят сказки, интересные истории. Читая такие произведения, дети могут легко усваивать знания: запоминать числа, решать простые задачи, получать первоначальные представления о времени, пространстве, размере и геометрических формах, а главное, мыслить творчески и находить правильные решения. Осознание сказок в дошкольном возрасте становится определенной деятельностью детей, что позволяет им свободно мечтать и фантазировать. В то же время сказки для детей - это не только фантазии, но и особая реальность, которая может расширить кругозор обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями и эмоциями и передать мир эмоций и чувств.

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета истории. В сюжетах этих рассказов могут быть представлены различные математические представления о взаимосвязи формы, количества, времени, величин, правил и т.д.

Задачи сказок: реализовать интерес детей к математике с помощью произведений искусства через знакомство с прекрасной, сказочной страной, где проживают математические предметы.

Типы математических сказок:

- понятийные истории, в том числе основные и математические понятия и термины;

- цифровые истории, ориентированные на знание чисел;

- геометрические истории с известными базовыми геометрическими формами;

- комплексные, где пройденный материал и различные математические понятия объединяются в одно математическое целое.

Действующими лицами математических истории могут обычные дети, известные сказочные персонажи (Чиполлино, Дюймовочка, Мойдодыр и т. д.), новые персонажи или математические объекты - числа и фигуры.

К математическим сказкам подходит сказка  «Колобок». Мы представляем главного героя в виде круга детям младшего возраста, а дети старшего возраста уже должны объяснить, чем этот круг отличается от шара. Также относится сказка «Репка». Дедушка не смог справиться с урожаем. Сколько героев собрано, чтобы вытащить репу? Сказка «Волк и семеро козлят». Сколько было козлят  у мамы? Сколько съел волк? Сколько козляток увидела мать-коза, когда вернулась домой?

Сказочные истории используются для повышения познавательной активности и эффективности обучения. Дети слушают сказки и переживают вместе с героями. Область математической деятельности будет представлять для них особый интерес. Потому что в математике есть огромные возможности для развития восприятия и умственного действия. На занятиях по математики вы всегда должны обращать внимание на языковую работу. Мы  учим детей, четко выражать, свои мысли, делать выводы, объяснять, доказывать, кратко использовать и завершать свои мысли. Систематические занятия по развитию математических навыков дошкольников помогают повысить интерес к самому процессу.

Рассмотрим следующие рекомендации для математического усвоения, которые помогут захватить детей и решить образовательные и педагогические задачи.

Не забывайте, образовательные сказки должны оставаться сказками. Даже обучающая сказка должна оставаться сказкой. Увлекательный динамичный сюжет с элементами волшебства - её обязательные атрибуты.

Герои сказки должны быть для ребёнка привлекательны и понятны. Желательно, чтобы с одним из них малыш мог себя ассоциировать.

Если сюжетом предусмотрен персонаж отрицательный, к концу истории он непременно перевоспитывается. Добро и дружба обязательно преодолевают все трудности.

Сказка должна иметь мораль, которую следует обсудить по завершении повествования.

Не бойтесь экспериментировать, подключая педагогическое творчество и сочетая различные дидактические приёмы:

  • расскажите ребёнку математическую сказку;
  • вместе обсудите её;
  • пусть ребенок самостоятельно или с вашей помощью создаст красочные иллюстрации;

Так вы не только добьётесь максимального обучающего эффекта, но и сделаете ваши развивающие занятия по-настоящему интересными для ребенка.

Приведу примеры математических сказок из опыта работы. Как показывает практика, дети очень хорошо воспринимают короткие сказки, объединённые общим сюжетом. На занятиях можно отрабатывать 1-2 истории: читаем вслух; отвечаем на вопросы о персонажах; пробуем рисовать иллюстрации.

Сказка: Короткий - длинный

Цели: познакомить детей с начальными понятиями измерения расстояния, развивать навыки сравнения, тренировать образное мышление, речь, воспитывать навыки работы в группе (если речь идёт о групповом занятии).

Задачи: показать на примере разницу между понятиями «длинный-короткий», «долго-быстро» и их взаимосвязи в отношении измерения расстояний между объектами, развивать логический подход к решению практических примеров (выбора короткого пути к тому или иному объекту).

Сюжет сказки: В одной деревне жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Людочка, а другую Стюша. Вообще-то по-настоящему Стюшу звали Настя, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтому и прозвали её Стюша. Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у неё завтра День рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдёте». Но Стюша тут, же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчёлы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», — сказала ей Людочка. Стюша не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой. Первой к бабушке пришла, конечно же, Людочка. Она поздравила любимую бабушку с Днём рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоём сели пить чай. И, когда Людочка с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Стюша. «Ню-ню-ню, вы уже без меня всё сладкое съели, не дождались меня». На что Людочка ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

Задаем вопросы по сказке:

Кто пришел первый к бабушке? Почему Людочка пришла первая? Почему Стюша пришла вторая? По какой дороге она шла? Кто их девочек шел долго? Кто пришел быстро? Сколько сладостей съели бабушка и Людочка? В заключении предлагаем детям нарисовать путь девочек.

Сказка «Приключения жёлтого кружочка»

Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами.

Сюжет сказки: В волшебной стране математики жил жёлтый кружочек. Он был, совсем круглый и не было, у него уголков, поэтому с ним никто не играл. Недалеко жил синий квадратик, он очень гордился своими уголками. Вместе с треугольником они построили дом. Очень дружно жили в нём. Прямоугольник дружил с прямоугольниками и вместе они катались на паровозике. Пошёл кружок искать друзей. Встретились ему кружочки красные и синие: - Почему ты такой грустный? Давай вместе играть - А как мы будем играть? - Мы соберём неваляшку. Но тут налетела тучка, подул сильный ветер и пошёл дождь. Кружки спрятались, и жёлтый кружок остался один. Ему было грустно и одиноко. Но тут прилетели ленточки. Сначала длинные, потом короткие. Они встали вокруг кружочка и защитили его от дождя и ветра. Но что это? Тучки уплыли, дождь прекратился. А наш кружочек превратился в солнышко. Всем слало весело, тепло и все встали в дружный хоровод.

Математические сказки способствуют формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решающие разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие  подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей.