Рассказывать буду о «Сценах из супружеской жизни» 2021 года, который снял #ХагайЛеви и главных героев которого воплотили наихаризматичнейшие для меня #ОскарАйзек и #ДжессикаЧестейн. Однако прежде считаю необходимым оговориться, что это одноименный ремейк фильма небезызвестного Ингмара Бергмана 1973 года. И хоть уже в нем заметны веяния психоанализа, тема влияния психотерапии на современное общество расцвела пышным цветом именно в картине 2021 года.
Действие мини-сериала следует за отношениями между главными героями: оно иррационально скачет, то мы видим яркие всплески эмоций, то все идет на спад, покрываясь пленкой рациональных диалогов и попыток выяснить, что же на самом деле происходит между героями, а затем вновь все с трудом достигнутые результаты переговоров обращаются в прах.
В центре внимания супружеская пара: Мира и Джонатан и их непростые отношения. Толчком к кризису является беременность Миры и сомнения супругов в ее необходимости. Однако это лишь вскрывает те противоречия в мировоззрении, характерах и взглядах друг на друга, которые были до этого.
Мира – личность явно истероидная: противоречивые эмоции, невозможность жить без минимального градуса драматического накала, любовь к вниманию в сторону ее существа. Сегодня ей показалось скучным жить с любимым мужчиной (любимым ли – это тоже вопрос для нее), и она находит молодого любовника, а завтра хочется снова быть с ним, таким близким и понятным.
Джонатан тонко чувствующий, добрый, более спокойный, чем его супруга. И порой эта его склонность к сочувствию доходит до абсурда: чего стоит сцена, когда он предлагает Мире помочь закрыть чемодан, который она вскоре заберет с собой к любовнику.
В их отношениях имеет место смена ролей: Мира работает, она увлечена своим делом, порой в ущерб отношениям, Джонатан же более семейный, гибкий и чувствительный. Но ясна мысль: независимо от пола человек не должен быть погружен с головой в другого человека (если это не мать с ребенком в первый год его жизни), иначе ценой этого будет ломка всех опор (впрочем, такой мощный кризис может, безусловно, вывести на новый уровень).
Леви, в угоду новому времени, нарочно меняет героев местами: у Бергмана у «разбитого корыта» оставалась женщина, здесь же эту драму воплощает Оскар Айзек. Это видно и в постановке кадров: в фильме Бергмана и Леви есть сцена, где герои лежат в кровати, но в вариации Бергмана слева лежит женщина, а в версии Леви – мужчина (конечно, мне сразу хочется провести параллель с женской и мужской стороной в психосоматике, считается, что левая половина тела – женская, правая же – мужская).
Мир меняется, в современном обществе нормой является то, что во время выхода версии 1973 года нормой не являлось. И, честно говоря, мне новая версия была понятнее. Несмотря на то, что даже я, со своей любовью к эмоциям и драме, под конец устала от эмоциональных качелей Миры, мне было понятно то, что между ними происходит. Когда я смотрела картину Бергмана, я тщетно пыталась понять, «какого черта?!», чем мотивированы поступки героев, так как в них мне трудно было увидеть логику, это затрудняло глубокое погружение в чувства героев. Здесь же, наверное, язык более приближен к моему, тем более что Джонатан часто говорит о психологических терминах, да и вообще, повторюсь, психологии в сериале предостаточно. Мира даже упрекает его в том, что он опять говорит на своем «психологическом языке».
Я бы не назвала какого-то однозначного вывода, который просился у меня после просмотра данного кино. Это скорее проникновение в ткань отношений, следование за эмоциями и чувствами мужчины и женщины. Мужчины, который хочет спокойной жизни с любимой женщиной и стремится исследовать себя и свои чувства в кабинете психотерапевта, и Женщины, которая стремится к бесконечному движению вперед, вылетая из контакта с тем, что для нее по-настоящему дорого.
Пожалуй, это одна из тех историй, когда и вместе быть не можешь, и отдельно невозможно, поэтому главные герои находят компромисс: расстаться как супруги, но остаться любовниками. Оставаться в близости, когда «страсти поутихли» - целое искусство для определенных психотипов. Удалось ли это главным героям? Ответ на данный вопрос, на мой взгляд, режиссер оставляет открытым.