Очередная сомнительная инициатива пришла на сей раз из Совета Федерации. Сенаторы предложили сделать обязательным страхование гражданской ответственности для владельцев электросамокатов.
Почему сомнительная? Да потому что толку с нее прямо как с козла молока. Но и вреда, однако, тоже никакого.
С инициативой выступил профильный Комитет СФ по обороне и безопасности, предложив МВД проработать вопрос о введении ОСАГО для владельцев так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе, #электросамокатов и #скутеров.
Желание обложить водителей #самокатов страховым налогом объясняется, конечно же, заботой о безопасности дорожного движения. Мол, электрические самокатчики и скутеристы и сами сильно бьются, и других калечат. За ущерб не отвечают, так как взять с них — как все с того же козла. А с #ОСАГО — хоть #страховая компания возместит.
Здравая мысль в этом есть, однако, как обычно, все ее достоинства с лихвой перекрываются невозможностью реализации этой инициативы. В общем, типичная для нас картина. Кстати, сами гаишники от такой инициативы не во восторге.
Зато она пришлась по душе Государственной #думе, председатель комитета которой по финансовому рынку Анатолий Аксаков ее поддержал и отнесся к ней с пониманием, поскольку, по его словам, «электросамокаты и скутеры иногда создают проблемы».
Позвольте, а кто их не создает, иногда-то?
Ладно не буду цепляться к словам. На то они и сенаторы с депутатами, чтобы быть страшно далекими от народа и реальности. Уже всем давно известно о желании многих увластистоящих изображать бурную деятельность, о которой много говорится в СМИ, но полезный выхлоп от которой равен нулю. Чтобы далеко за примерами не ходить возьмем хотя бы пресловутый закон о запрете курения. Закон приняли: курить запретили во многих местах, ввели штрафы. И что? Закон начал работать, и курить стали меньше? Да ничего подобного!
Поначалу да, оштрафовали нескольких человек. А дальше всё! Закон этот все забыли. Достаточно пройтись по вокзалам и открытым станциям МЦК (коих подавляющее большинство), чтобы убедиться, что ничего не изменилось: как курили, так и курят. Даже сами менты господа полицейские! А ведь привести в действие этот закон куда проще, чем заставить самокатчиков страховаться.
В первом случае нужно просто (хотя это совсем не просто) заставить полицейских исполнять свои обязанности. А во втором случае для невозможности исполнения сенаторской инициативы есть объективные причины: скутеры-«полтосы», как и электрические самокаты мощностью менее 4 кВт не полежат регистрации в #ГИБДД. Это значит, что никаких сведений о них, как и об их владельцах у контролирующих органов нет. Более того, в случае с электротехникой даже получить их достоверно неоткуда.
ГИБДД это прекрасно знает, как и то, что вся тяжесть исполнения сенаторской инициативы ляжет на ее плечи. Умные люди в парламенте тоже это понимают, поэтому предлагают начать с обязательной сертификации ввозимой в Россию маломощной техники. При этом почему-то умалчивают, что сертификация — процесс долгий и дорогой, который однозначно приведет к повышению розничной цены скутеров и электроСИМов. А это выльется в банкротство большинства импортеров этой техники и тех, кто производит ее в России.
Нечто похожее случилось с ковровским Заводом им.Дегтярева, производившим #мопеды, после введения запрета на управление ими без водительского удостоверения и введения категории "М".
Кроме того, сами страховщики тоже не в восторге от сенаторской инициативы. Тут нужно вспомнить их особое отношение к страхованию мотоциклов, которое проявляется в том, что ни просто откровенно саботируют федеральный закон, отказываясь страховать мототранспорт. Так что прежде чем вводить обязательное ОСАГО для мопедов нужно придумать и задействовать механизм, исключающий возможность его игнорирования.
Я ни в коем случае не выступаю за вольцицу для самокатчиков, но любая законодательная инициатива должна все же иметь какую-то фундаментную основу. Для начала все же стоило бы:
1. согнать самокатчиков с тротуаров;
2. тех, кто не имеет совсем никаких прав, но управляет СИМом мощнее 250 Вт — наказывать как за управление транспортным средством без ВУ вообще;
3. при малейшем подозрении на неадекватность проверять самокатчиков на нетрезвое состояние, как любого другого водителя;
4. ужесточить проверки и строго карать тех, кто ездит без регистрации и ОСАГО на СИМах мощнее 4 кВт.
Для этого не надо никаких сомнительных инициатив — все необходимые законы на этот счет уже приняты. Нужно просто начать их исполнять.