Найти тему

Зачем люди создали богов? Зачем боги создали людей? Часть I.

Дисклеймер:

Позвольте сразу уточнить: я ни в коем случае не пытаюсь ответить на вечные вопросы, навроде: «Что первично: дух или материя, яйцо или курица?» и т.п. Автор осведомлена о том, что слово «мнение» происходит от глагола «мнить», а претендовать на знание истины может лишь глупец, которого Боги (здравый смысл, жизнь – как вам будет угодно), обычно быстро опускают на землю, и делают это подчас в очень грубой форме.

Иллюстрация: https://i.ytimg.com/vi/LzFtQToIBCc/maxresdefault.jpg
Иллюстрация: https://i.ytimg.com/vi/LzFtQToIBCc/maxresdefault.jpg

Ах, да, эта статья будет представлена и на тех ресурсах, где аудитория меня не знает. Поэтому, разрешите представиться:

Я – Александра Сергеева, аналитический психолог, автор бестселлера «Дорога в Тридесятое царство», основатель этнического направления в аналитической психологии. Словом, головой я гностик и юнгианец, а в сердце – язычница. И этот алхимический союз языческой души и аналитического разума крепчает во мне с каждым годом. Мои статьи, книги – их творческие порождения, которыми я со своим читателем с удовольствием делюсь.

А по сему я лишь предлагаю к рассмотрению две точки зрения на взаимодействие божественного и человеческого. Первая – более научная, где, как водится, гегемоном считается разум человеческий. Вторая – религиозная, в данном случае, именно языческая. Итак…

1. Зачем Человеку Боги

Вообще, религия с наукой «поссорились и развелись» не так уж давно. Какая-то тысяча лет – что это в масштабах истории человечества?! А официальный развод последовал, пожалуй, вообще лет сто пятьдесят-двести назад. Хотя, и наука, и религия имеют один и тот же источник, и источник этот – человеческий дух, порождающий вопрос: «Как все в этом мире устроено?»

Иллюстрация: https://bibliotecapleyades.net/imagenes_ciencia3/gigantes21_06.jpg
Иллюстрация: https://bibliotecapleyades.net/imagenes_ciencia3/gigantes21_06.jpg

Люди с незапамятных времен наблюдали, что в жизни существуют силы и закономерности, неподвластные не только воле, но и пониманию. И речь здесь не только и даже не столько о природных явлениях, сколько о порывах и стремлениях собственной души, ибо, чтобы дать горе, извергающей лаву, имя яростного бога, сначала нужно сопоставить вулканическое извержение с собственной яростью, ну или с яростью себе подобных.

«Если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков и придавали бы им тела такого рода, каков телесный образ у них самих»
Ксенофан, VI в. до н.э.

До сих пор, даже имея отдельную науку о душе, мы воспринимаем душевные явления и проявления, как нечто отдельное, неподвластное, неподконтрольное. Сие выражается даже лингвистически. Мы говорим: мне скучно, мне грустно, мне страшно, я в ярости. И это совсем не то же самое, что: я скучаю, я грущу, я боюсь, я злюсь и т.д. Ибо, когда «я скучаю», я могу в цирк сходить, а вот когда «мне скучно» – придется проживать аффект = договариваться с богом/архетипом, пытаться понять и удовлетворить его скрытые для моего разума желания.

Иллюстрация: https://slavtradition.com/images/novosti/2020/05/3/s1200_2.jpg
Иллюстрация: https://slavtradition.com/images/novosti/2020/05/3/s1200_2.jpg
В общем, что природные, что душевные явления, феномены, паттерны испокон веков являлись для человека эгодистонными (чуждыми Эго), внеличностными (неподвластными разуму) и одновременно над-индивидуальными, то есть, присущими не отдельному индивиду, а Человечеству в целом.

И дабы незнакомое над-индивидуальное психическое содержание не было таким ужасным, человечество испокон веков пытается его описать, придать тот или иной зримый образ. Именно этому побуждению мы обязаны появлению Богов, названных по именам.

Да, «создать» бога для человека – это именно назвать его, дать имя богу, архетипу, явлению определение. Ведь грозы случались и до того, как один человек объяснил другому, что это Перун едет на колеснице, Тор бьет молотом, а Зевс ругается со своей супругой Герой.

Наибольший страх вызывает то, что неведомо, чему нет имени в нашем Сознании. Страх неизвестности – одно из самых древних, архаических переживаний. Это страх смерти или безумия – того, что стоит за порогом осмысления.

Иллюстрация: https://cf2.ppt-online.org
Иллюстрация: https://cf2.ppt-online.org

Все, для чего в нашем Сознании нет имени, кажется столь же зловещим, как темнота первобытному человеку, который еще не умеет добывать огонь и освещать внешнее пространство. Все, что неведомо, анонимно – автоматически демонизируется.

Однако, как только появляется слово для обозначения нового явления, предмета, к Эго возвращается способность к рефлексии, способность владеть ситуацией посредством ее подчинения Логосу-разуму. Недаром идиома «обрести дар речи» означает выход из парализующего аффективного состояния.

В мифологии многих народов присутствует идея получения власти над сверхъестественным существом (не важно, богом ли, духом ли, демоном), имя которого становится известно герою.

Иллюстрация: lt/fileshttps://islam.ru
Иллюстрация: lt/fileshttps://islam.ru

Так некое явление, переведенное Сознанием в материальную – звуковую форму, становится подвластным ему. Отныне Эго получает власть над этим явлением, потенциальную возможность трансформировать его или, по меньшей мере, отношения с ним по собственной воле.

Эти обычаи имеют очень глубокий смысл. «Имя» – «слово», по-гречески «логос», то, что было в исходной точке сотворения мира, когда Бог начал выделять смысл – естество отдельных предметов, существ, явлений из предвечного хаоса Вселенной.

Сознание Человека точно также рождалось из первобытного бессознательного, беспредельного и безвременного месива, когда он начал дифференцировать пространство внешнего мира, разделяя его на отдельные предметы и события, тем самым обретая над ними контроль. Библейский Адам нарек всех тварей земных и получил, таким образом, власть над ними. В иудаистской традиции чудотворец – это «баал шем», то есть «хозяин имени». Тот, кто знает имя вещи, знает и ее суть, и сам встраивает ее в свой миропорядок.

Человек стал разумным, обрел Сознание, когда начал дифференцировать пространство внешнего мира, разделяя его на отдельные предметы и события, тем самым обретая над ними контроль. В ветхозаветном мифе Адам нарекает всех тварей земных, обретая, таким образом, власть над ними. Тот, кто знает имя вещи, знает и ее суть, и сам встраивает ее в свой миропорядок.

Иллюстрация: https://unquantifiedself.files.wordpress.com
Иллюстрация: https://unquantifiedself.files.wordpress.com

Таким образом, зная «имя бога», Человек имеет возможность, нет, не контролировать неподвластное, но обращаться к нему, как-то относиться к явлению, пытаться наладить с ним диалог, да, в конце концов, понимает, чего от него ждать.

Человечество обращалось к богам с просьбами ниспослать дожди, победы, выздоровление. И есть ли у материалиста неопровержимые доказательства, что это не срабатывало никогда?

Да, можно все объяснить случайностью. Но случай, возможно, и есть «псевдоним бога, когда тот не хочет подписываться своим именем». Доказать обратное невозможно, не так ли?

В следующей статье поговорим о том, зачем Боги создали людей.

Поэтому, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал.

#юнгианская психология #дорога в тридесятое царство #архетипы #язычники #аналитическая психология #юнгианство