Найти тему
Лилит и другие

«Кто владеет информацией, тот…». А так ли это?

Кит Хендерсон. Толпа на причале.
Кит Хендерсон. Толпа на причале.

Сегодня очень хочется порассуждать о влиянии информации на человека, потому что сил уже нет слушать из каждого утюга обвинения в промытых мозгах.

Как же удобно обесценить мнение, или отправить в помойку реальные факты, просто сказав: «Да это всё пропа тебе мозги промыла!».

Может ли она самая посеять ненависть одной нации к другой? Может ли человек, пав жертвой информационной атаки, возненавидеть другого человека в соседней стране?

Лично у меня есть одна теория, но подчёркиваю, это моё собственное видение. У меня нет количественных подтверждений, только наблюдения и интерпретации.

Сейчас вдруг поняла, что это первая статья в моем блоге, в которой я не ссылаюсь ни на какие источники: книги, статьи, цитаты учёных, исследователей и прочих.

Годы работы в медиа и с информацией, учёба — психологическое и психоаналитическое образование, а также любительский интерес к истории, философии и антропологии сформировали в моём понимании очень простую концепцию понимания информационного влияния.

Пропа не промывает мозг, не влияет на людей, не управляет массами, народами, она вообще очень-очень переоценена. Плюс, с одной стороны, демонизирована, с другой, ей приписывается неадекватная роль по влиянию на людей.

Безусловно, она имеет определённое участие на человека, но вся она — вторична. Первично другое. То, к чему пропа имеет очень косвенное отношение.

Нас всех приучили верить, что условный народ страны X ненавидит народ страны Y, потому что им внушили с помощью СМИ, кинематографа, литературы, политиков и лидеров общественного мнения, что Y: виноваты во всех бедах X, на протяжении всей истории грабили X, экономически зависимы от Xи вообще Y— просто тараканы и неполноценная раса.

Например, геноцид в Руанде буквально так объяснялся: тутси ненавидели хуту. Одни считали тараканами других. И это не игра слов: по радиостанции в Кигали действительно ежедневно выступали ведущие и использовали слово «тараканы» применительно к своим оппонентам.

И, якобы, народ повёлся, поверил в тараканов и побежал с мачете их резать. Трагедия для народа и страны. Торжество информационной атаки.

Но корни этой ненависти — в Руанде или ещё где, не в "работниках информационного труда" на радио.

Давайте рассмотрим ещё один пример, который ближе нам. Предположим, есть маленькая девочка, которая очень любит своего папу. Он дарит ей куклы и платья, гуляет с ней в парке, перед сном подогревает молоко и читает сказки. Лучший папа в мире. Но, прежде чем прийти домой и поцеловать жену с дочкой, этот лучший папа в мире отдаёт личные приказы о расстреле людей определённой нации, лично составляет списке тех, кому жить (очень условно, на правах рабов), а кому — дорога в печь. И вот приходят солдаты-освободители и справедливо на суде признают лучшего папу в мире военным преступников, а потом казнят.

Что это значит для девочки? Боль, от которой не оправиться. Даже (при хорошем раскладе) хорошенько отрефлексировав и поняв, что папу повесили справедливо, глубоко в психике для неё это будет большим ударом, чем знание реальной деятельности папаши. Кто для этой девочки будет ненавистным врагом на всю жизнь? Кого она будет ненавидеть всю жизнь? Красных или коричневых?

Эту девочку-женщину-бабушку можно переселить в условную Рязань и круглосуточно показывать фильмы «Обыкновенный фашизм» и «Офицеры». Подействует ли это на неё?

Нет. Более того, на неё в принципе ничего не подействует.

Односторонняя информация может усилить то, что сидит глубоко внутри, буквально может «возродить» все эмоции, чувства, всю информацию, которая накапливалась в человеке. Всю историко-генетическую, если хотите — родовую печаль, всё это пропаганда может всколыхнуть.

Но не породить, потому что информационная накачка — это не элемент созидания, это инструмент манипуляции тем, что в человеке УЖЕ ЕСТЬ.

Это тема очень мне интересная, думаю, буду ещё писать, чтобы развить свою мысль.