ОТ ЧЕГО ВОЗНИКАЮТ ПИКИ И ПРОВАЛЫ В АЧХ
И КАК ИХ БОРОТЬ?
Во время измерения АЧХ мы часто видим какую-то неприглядную картину, по крайней мере на старте. Кривая вся изрезана пиками и провалами, выглядит как взбесившаяся расческа. И первое желание, возникающее у неопытного звуковика - включить свой эквалайзер и поднять/задавить все что видишь.
Но не спешите, все не так однозначно. Пики и провалы в АЧХ бывают разные, и бороться с ними надо разными способами. Какими? ПОпробуем разобраться, глядя на вторую картинку, где я взял довольно неплохую АЧХ от нашего подписчика и, бегло проанализировав ее, накидал на ней различные типы неравномерностей АЧХ.
Где-то мог ошибиться, ведь систему вживую не видел, но думаю что ошибся не сильно. В любом случае, нам для иллюстрации вполне годится. Итак поехали!
1. Провалы/горбы в зоне стыка полос
Самые крупные, широкие и глубокие провалы или горбы чаще всего возникают именно в зоне стыков полос. Посмотрите где это у вас? Например в данной АЧХ я вижу мощный провал в районе 4 кГц, и мне сразу на ум пришло, что это зона стыка СЧ и ВЧ.
Как лечить?
Конечно не эквалайзером. Пробуем сдвигать (в случае провала) и раздвигать (в случае горба) частоты срезов, менять порядки фильтров (не забываем про фазу) и наблюдаем за картиной. Делаем это до получения вменяемо гладкой АЧХ
2. Влияние салона
Это самый сложный тип неравномерности, потому что:
а) Хрен его знает, что именно повлияло (только опыт, свой или чужой, подскажет)
б) Влиять может по-разному
Про второй пункт подробнее. Неравномерность АЧХ может быть связана с переотражениями, резонансами панелей, стоячими волнами, режекцией, мерзкой погодой и плохим настроением. И еще хрен знает чем. И найти все это нам предстоит.
Как лечить?
Искать. И устранять, с помощью смены направлений, демпфирования, ШВИ и т.д. Ну и стараться не допустить этого еще на стадии проектирования и инсталла. Да это возможно. есть масса закономерностей и способов, но описать их в рамках статьи просто невозможно.
3. Влияние компонентов
Тут уж мы сдаемся на милость производителя - если он сделал проблемный компонент, а мы его поставили, то уже кардинально мы ничего сделать не можем, только боремся с последствиями.
На АЧХ такая проблема выглядит похожей на неравномерность салона, но чаще всего встречается в зоне или резонанса компонента, или в зоне стыка полос. Не только, но часто. Например у мидов и СЧ это связано с переходом в зональный режим. Особенно у полипропиленовых мидов.
Как лечить?
Вырезать фильтрами проблемные зоны. Если не получается - пробовать менять направления компонентов и даже организовать режекцию в данной зоне (почти фантастика). Если не помогло - делаем на этом месте вышивку (зачеркнуто) включаем эквик и давим лишнее. Но не сильно, не более -3дб
Вот такая упрощенная схема, внедряйте.
А если хотите углубиться в это детальнее - приходите 21 мая на онлайн Практикум по измерениям АЧХ с помощью приборов!
Кстати, сегодня последний день, когда можно оплатить участие по цене 490 рублей, халява, сэр. Завтра цена вырастет, так что советую вписываться прямо сейчас.
Чему вы научитесь на этом мини-практикуме:
1. Какие микрофоны и софт можно и нужно использовать
2. Как собрать измерительный комплекс самостоятельно
3. Методика измерений АЧХ побортно
4. Методика измерений АЧХ не побортно
5. На что смотреть при измерениях и какая должна быть форма АЧХ
6. Как корректировать АЧХ в разных диапазонах и областях
7. Особенности измерений и настройки АЧХ для громких систем (SQL)
То есть, подойдет и любителям сделать погромче, но которые хотят чтобы система звучала мощно, драйвово и хищно, как на концерте.
Можно смотреть практикум в машине и настраивать. Можно сделать это пошагово позже.Но мини-практикум это именно практика, где главное это РЕЗУЛЬТАТ.
Стоимость мини-практикума чисто символическая.
Это всего 490 рублей до 14 мая и 690 рублей после. Так что торопитесь!
Записывайтесь на Практикум прямо сейчас по ссылке:
https://smoke.e-autopay.com/buy/523950
Увидимся!
С уважением, Сергей Туманов.