В книге «Житие святых» рассказывается о людях, достигших совершенства и особой святости. Церковь канонизирует их, потому что эти люди ставили высокие цели и достигали их.
С другой стороны, мы знаем, как низко может пасть человек, если он ставит перед собой цели низменные. У Марка Твена в «Приключениях Тома Сойера» представлен приятель Тома Гек Финн, сын пьяницы, вечно ходящий в лохмотьях, делающий все, что ему вздумается, гуляющий допоздна, ночующий на улице в бочке, мальчик без призора. Родители запрещали своим детям водиться с этим Геком Финном, потому что если дать своим чадам такую возможность, то все они щеголяли бы в лохмотьях, курили трубки и делали разные непотребные вещи.
Человека тянет к греху. Мы по своей природе склонны делать зло, как написано: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер.13:23). Нечистые помыслы ведут к нечистым поступкам; скверные желания ведут к скверным словам и делам. Почему так происходит? Потому что в сердце человеческом живет грех. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9).
Грех руководит нашим сознанием и убеждает нас ставить низменные цели. Грех, живущий во мне, заставляет меня подражать человеку, который поступает еще хуже, чем я. Поэтому мы так часто киваем на других: «Вон Никифор Савельич и курит, и ругается нецензурно, и пьет в усмерть, изменяет жене, а ничего, процветает. Чем я хуже? Почему мне нельзя вести себя как он?» Так люди, имея перед глазами дурной пример, скатываются в пропасть греха и погибели.
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:14-16,22-24,28-29).
Почему без святости никто не увидит Бога? Что такое святость и что такое совершенство?
«Святость» (с др. греч. «агиасмос») - означает «очищение», «освящение», «отделение от нечистоты». Слово происходит от глагола «омывать», «очищать», «посвящать для Бога, для святых целей», «почитать что-либо святым». Святой – это посвященный, благочестивый, праведный человек. Текст Евр.12:14 говорит, что святость необходимо иметь, то есть указывает на одномоментное действие по ее приобретению.
«Совершенство» (с др. греч. «телейо») – значит «совершать», «исполнять»; «заканчивать», «доводить до конца», «завершать»; «делать совершенным», «совершенствоваться», «достигать совершенства». Текст Евр.12:23 говорит, что совершенства мы достигаем, то есть указывает на процесс, действие.
Таким образом, святость сродни вменяемой праведности, которую покаявшийся в грехах человек даром получает от Господа сразу по своей вере в Спасителя. Тогда как совершенство – это праведность, которая приобретается в результате жизни во Христе, то есть по Его заповедям.
Как иметь святость? Кто сегодня имеет ее?
Чтобы ее иметь, нужно полностью довериться Иисусу Христу, чтобы Его Дух владел моим разумом. Может ли нечистый, греховный человек без Христа пожелать духовной чистоты? Может ли без Святого Духа захотеть благости, мира, долготерпения, милосердия, веры, кротости, воздержания? Никогда! Все это есть плод Святого Духа и без Него мы не можем делать ничего: мы не можем поставить святые цели без влияния Спасителя на наш разум и чувства.
Поэтому святость – это присутствие Святого Духа в сердце.
Хотим ли мы иметь Святого Духа? Тогда не откладывая произнесем молитву: «Господи! Войди в мое сердце и живи во мне. Освяти меня Твоим присутствием».
Почему без святости никто не увидит Господа?
Верой мы приступили к святому Богу и святому Царству, где нет никакой нечистоты, нет эгоизма, греха и никакого зла. Как же мы, будучи порочны, сможем жить там, где нет порока? Мы просто окажемся запертыми, как в тюрьме, в стенах любви, милосердия, кротости, терпения и благости Божьей. Мы будем, образно говоря, скованы этими «цепями».
Царство Божье – это не царство железа, смешанного с глиной. Железо сплавляться только с железом, родственное с родственным, а не с инородным материалом.
Вечное Царство стоит вечно именно потому, что оно монолитно. Добро там не смешивается со злом, и праведность может соединиться ни с грехом, ни с мирской скверной, но только с праведностью и чистотой, какова она есть в Иисусе Христе. Грех просто исчезает в присутствии славы Божьей, и для греха Бог есть «огонь поядающий» (Евр.12:29).
Ничто нечистое не войдет в Царство Божье. Никто преданный мерзости и лжи не может существовать в присутствии Создателя. И если мы всем сердцем желаем быть с Иисусом Христом, мы будем желать стать такими же, как Он, иметь те же качества характера, то есть иметь Его святость.
В огне Святого Духа могут жить только те, в ком этот огонь горит. Хотим ли мы, чтобы в нашем сердце горел огонь Божьей любви к людям? Скажем Господу: «Отче! Зажги во мне этот огонь». Попросим Христа возжечь в вас желания делать доброе окружающим, желание иметь те же чувства, какие имеет Он.
Итак, святость – это присутствие Святого Духа в наших мыслях и чувствах. Это Иисус Христос, с Которым я сравниваю свое поведение и слова, - Христос, восседающий на троне моего сердца. Если я считаю, что не имею святости и убежден, что я грешник, то мне нужно просто попросить Христа занять мое сердце. И если мы приглашаем Господа войти в нас, мы сразу же приобретаем вместе с Ним и Его святость: «Господи! Займи почетное место в моем сердце и освяти меня Твоим присутствием!»
Что такое совершенство?
Во-первых, мы видим, что совершенство – это нечто динамичное, развивающееся, то, чего нужно достигать. В чем совершенствовался Христос, будучи в человеческом теле? В послушании, как написано: «Хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию» (Евр.5:8).
Он развивался и совершенствовался как человек. Он пришел перенести все испытания и все провокации, которые только могут выдержать люди, и вместе с тем не раздражаться и не выходить из себя, не отвечать на провокации ни словом, ни духом, ни поступками. Если говорить о верующих, то скорби не создают христиан, а просто развивают в них живые принципы добродетели и святости. Способность необходимо развивать, иначе ее потеряешь.
Можно считать, что тебе «наступил на ухо медведь», то есть, нет музыкального слуха. Но специалисты утверждают, что это заблуждение – он есть у всех без исключения, просто одним нужно меньше его развивать, другим больше.
Что же нам делать, имея святость? Достаточно ли ей только обладать?
Святостью нужно не только обладать, но и владеть, уметь ей пользоваться по назначению. В романе Г. Сенкевича «Потоп» описан пан Володыевский, герой, настоящий патриот Польши и непревзойденный фехтовальщик. Он настолько искусно владел саблей, что в сражении никто не мог к нему подступиться, потому что быстрота движений его оружия создавали радужный ореол, сверкающий на солнце. Когда его спросили: «Где ты всему этому научился?», он ответил: «В битвах».
Что нам делать с нашей святостью?
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр.1:3-8).
Если Христос в вас, то вы не останетесь без успеха и плода. Святость – это данное Господом оружие. Мы должны в совершенстве научиться владеть им. Где мы можем этому научиться? В битвах со своими похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской.
Мы ведем эту войну с духами злобы поднебесными. И совершенство – это процесс обучения, развитие способности быть послушными Вождю воинств, Господу Саваофу. Послушными даже до смерти и смерти крестной.
Написано: «Вы – царственное священство» (1Петр.2:9).
Священник – это обладатель святости и хранитель благодати. «Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:28). Что значит быть обладателем святости? Что значит «хранить благодать»?
Быть обладателем святости – это значит вести образ жизни, подобный образу жизни Спасителя. Люди, ведущие такую жизнь, являются «солью земли», которая предохраняет мир от разложения.
Священник, как обладатель благодати и святости Божьей, - это представитель Небесного Царства на земле. Это хранитель принципов Библии. Это человек, который живет по этим принципам, претворяя в своей жизни заповеди Господа.
Священник – это тот, кто освящает мир своим образом жизни, своим милосердием, долготерпением, отзывчивостью, кротостью, чтобы глядя на его богобоязненную жизнь, люди без слов были приобретаемы для Царства Божьего.
Итак, святость – это Христос в нас. Святой человек – это человек, принявший Иисуса Христа.
Совершенство – это способность к послушанию Господу. Совершенный человек – это человек, способный до конца повиноваться Богу и повинующийся Ему.
Без нашей святости, то есть без присутствия в сердце Святого Духа, без свидетельства нашего послушания Богу «никто» из окружающих нас людей «не увидит Господа» (Евр.12:14). Мы должны явить Его людям нашей праведной и благочестивой жизнью, потому что Бог избрал верующих быть священниками в этом мире, чтобы являть святость и совершенство Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.