Эта статья написана в защиту журналистов, военных корреспондентов, и пресс-службы МО РФ. Люди делают опасное и очень нужное дело и не стоит им мешать придирками. Не всегда полнота изложения фактов, своевременность предоставления информации зависят от них, а когда зависят не все может быть изложено по морально-этическим, политическим, военным и государственным соображениям.
Современная действительность – эпоха войн и максимально опасного положения на мировой политической арене. Термин “военная журналистика” приобретает всё большее и большее распространение, вовлекая журналистов в нелегкий процесс освещения жестоких фронтовых событий. Однако, где грань отделяющая свободу слова от военной целесообразности?
Специфика работы
Работа в зоне вооруженного конфликта – этой крайне опасное и рискованное дело. Именно поэтому военная журналистика обладает рядом особенностей, определяющих основные требования к корреспондентам, отважившимся на такой шаг. Каждый военный журналист знаком с нормами профессиональной этики, так как в период боевых действий крайне важно сохранять профессионализм и объективность.
Этика и принципы работы
- Несмотря на то, что в любой информационной среде существует конкуренция, во время освещения боевых действий этические нормы требуют оказывать посильную помощь товарищам по журналистскому сообществу.
- Нормы призывают к разумному ограничению показа жестокости: все фотографии и видео не должны «смаковать» насилие. Особенно жестко регламентируется использование материалов с детьми, так как они могут нанести зрителю серьезный психологический ущерб.
- При сборе информации журналист должен, прежде всего, думать о сохранности жизни заложников и потенциальных жертв, он обязан избегать идентификации военных, непосредственных участников события, не брать на себя роль посредника между противоборствующими сторонами.
- Солдат и офицеров крупным планом снимать нежелательно, так как их «популярность» в СМИ может обернуться неудачей в боевом задании.
- Столь же аккуратно стоит освещать передвижения и маневры сторон. Можно сообщить подробности не только мирным гражданам, но и противнику.
- При подаче информации о боевых действиях журналист должен быть предельно аккуратен и внимателен: никаких лишних деталей о ходе боя быть не должно. Любой сенсации стоит предпочесть здравый смысл и гуманизм. Пока журналист делает карьеру, люди идут под пули.
- Не стоит брать на себя ответственность узнать чью-либо судьбу на передовой и вообще завязывать личные взаимоотношения с жителями пострадавшего региона. Ведь журналист, работающий в зоне боевых действий – это главный коммуникационный канал между фронтом и тылом, и он не должен служить частным интересам, и тем более становиться чьим-то разведчиком.
- Военный корреспондент должен защищать право общества быть информированным, то есть сидеть, сложа руки на посту, не годится, даже если военные не хотят способствовать его работе. Нужно уметь доставать информацию из того, что есть.
- Журналист не должен участвовать в боевых действиях и носить с собой оружие, иначе он лишается неприкосновенности, гарантированной работникам СМИ. Также он должен носить с собой опознавательные знаки (одежду с ярлыком СМИ), но вот важные документы и деньги лучше хранить в безопасном месте, так как любой безоружный человек может стать жертвой грабежа.
Такой вот краткий, но исчерпывающий перечень. Изучив его можно понять, почему наши журналисты ограничены в объёмах, времени и подробностях освещения информации с поля боя. Пройти по «лезвию бритвы» т.е. предоставить эксклюзивный материал и не нанести вреда своей армии и гражданскому населению сложная задача, а при этом нужно ещё остаться в живых самому!
Правила информационной безопасности
Несколько слов о пресс-службе МО РФ. Часто брифинги от МО России обвиняют в излишней сухости изложения, несвоевременности представления фактов, отсутствии прогнозов и анонсов действий.
Пресс-служба МО РФ не информационное агентство, не журналистское бюро, не клуб блогеров, и по большому счёту пресс-служба жестко ограничена в праве и способах изложения официальной информации, тут вопросы нашими военными ставятся очень просто:
если информация не проверена и не подтверждена лучше её вообще не освещать;
если информация относится к военной тайне, надо учитывать, что очень высок уровень должностных лиц, которые могут дать разрешение на её опубликование, поэтому от события до опубликования может пройти много времени;
если информация (даже при абсолютной эксклюзивности) раскрывает новые способы и методы ведения боевых действий её нельзя публиковать;
если информация раскрывает источники получения разведывательных данных, её публиковать не будут;
прогнозы на войне дело опасное, любой план не выдерживает столкновения с действительностью, поэтому информация прогностического характера не публикуется;
анонсирование своих действий в ходе войны (СВО) дело глупое и опасное. Предупреждать противника верх идиотизма, поэтому анонсов нет;
информация, которая может нанести существенный вред ситуации в стране, либо вызвать высокий общественный резонанс будет опубликована в том виде, в котором вред будет наименьшим, либо не будет опубликована вообще.
информация, порочащая Россию, российскую власть, вооруженные силы, отдельных военнослужащих, не должна публиковаться. Грязь на нас выльет противник, самим в ней валяться не стоит.
И с разумностью этих правил стоит согласиться.