Найти тему
Strunki.ru

Ликбез по аудиокабелям: часть 1

Оглавление

Аудиокабель – один из важнейших аксессуаров в арсенале любого человека, деятельность которого так или иначе связана со звуком. Другими словами, без аудиокабеля невозможна любая работа со звуком, несмотря на развитие беспроводных технологий.

При всей своей важности и необходимости, кабели довольно просты по конструкции, а ремонт и даже что-то похожее на производство кабелей вполне могут выполняться в домашних условиях.

В данной статье предлагаем ознакомиться с основными типами кабелей, с уровнем сигнала, с аналоговыми и цифровыми разъёмами.

Типы кабелей

Выделяют два основных типа кабелей: аналоговые и цифровые.

Цифровой кабель – предназначен для передачи цифрового сигнала от источника на цифровой вход ресивера/процессора/усилителя. Один цифровой кабель может передавать многоканальный аудиосигнал, моно или стерео сигнал. Цифровой кабель позволяет передать сигнал без потерь и помех.

Аналоговый кабель – предназначен для передачи слаботочных сигналов между различными устройствами (усилитель и кабинет, музыкальный плеер и колонка, гитара и комбоусилитель). Качество передачи сигнала падает в зависимости от длины кабеля. Также аналоговый кабель подвержен влиянию радиосигналов. Для передачи двухканального сигнала необходимо использовать два кабеля.

Аналоговый кабель, в свою очередь, может быть балансным и небалансным. Отличие заключается в том, что балансный кабель в своей конструкции имеет два сигнальных провода, которые включены в противофазу. В результате на выходном сигнале имеется меньше помех и шумов, но сигнал имеет меньше высоких частот на выходе. Балансный кабель не имеет ограничений по длине.

Небалансный кабель сильнее подвержен помехам, а его длина существенно ограничена (чем больше длина, тем больше помех). Как правило, длина кабеля не превышает 6-9 метров.

Факт: небалансный сигнал конвертируют при помощи устройства Di-Box. Например, при подключении гитары небалансным кабелем становится возможным «разводка звука по сторонам», т.е. при помощи Di-Box и микшера сигнал от гитары можно пустить как в левый динамик, так и в правый.

Уровни сигнала

Цифровой кабель не имеет определённого уровня сигнала, в то время как аналоговый кабель имеет четыре уровня:

  • Speaker level – данному уровню присуще высокое напряжение. Подаётся на акустические системы.
  • Line level – линейный сигнал, назначение которого заключается в обеспечении работы компонентов аудиосистемы. При данном уровне чаще всего используются RCA-разъёмы.
  • Instrument level – инструментальный сигнал от музыкальных инструментов. Инструментальные кабели отличаются высоким сопротивлением и повышенными требованиями к экранированию кабеля.
  • Mic level – микрофонный сигнал, отличительной черной которого является его слабый уровень, повышаемый в дальнейшим предусилителем.

Аналоговые разъёмы

¼ TS и TRS – предназначены для коммутации музыкальных инструментов, усилителей, футсвитчей и т.д. Имеют как моно-, так и стерео-исполнение.

XLR – трёхконтактный или пятиконтактный разъём. Чаще всего применяется для подключения микрофонов, коммутации дибоксов и прочего вспомогательного оборудования. В некоторых устройствах XLR разъём скомбинирован с TRS.

1/8 mini-Jack – разъём TR/TRS, но в миниатюре. В большинстве случаев применяется в наушниках и в патч-кабелях (AUX)

RCA (он же «тюльпан») – используется для подключения различного оборудования между собой (колонки и микшерный пульт, например).

SpeakOn – специфический разъём, который применяется в том случае, когда необходимо передать сигнал с высоким напряжением, исходящий от усилителя к динамику.

Экранирование

Сетчатая оплётка – сделана из меди, что позволяет добиться довольно высокого уровня экранирования в зависимости от угла плетения. К сожалению, в данном случае в угоду более эффективного экранирования снижается гибкость кабеля и устойчивость к излому.

Спиральная оплётка – ввиду обвивки кабеля по кругу, его гибкость возрастает, однако устойчивость к помехам ниже, чем в случае с сетчатой оплеткой.

Оплётка из фольги – кабель с одним и более слоями фольги из меди или алюминия, что сохраняет не только гибкость кабеля, но и обеспечивает неплохую устойчивость к помехам.

-2

Цифровые разъёмы

MIDI – 5-контактный разъём, предназначенный для передачи MIDI-сигнала (от MIDI-инструмента к секвенсору, например)

USB и все его подвиды – стандартный разъём, который применяется практически во всех внешних аудиоустройствах.

TOSLINK – разъём, который позволяет принимать многоканальный звук. Соединение стандарта AES/EBU (стандарт передачи звуковых сигналов).

Firewire – применяется для многоканальной аудиоаппаратуры.

-3