Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Thin Lizzy - Bad Reputation, 1977

История Thin Lizzy сложилась таким образом, что большую часть карьеры им приходилось существовать с призрачным четвёртым участником.

Переформатировавшись после ухода гитариста Эрика Бэлла в 1974 году в квартет группа под руководством бас-гитариста, певца и автора Фила Лайнотта никак не могла надолго зафиксироваться в полном составе из четырёх участников.

Брайан Дауни, верный барабанщик начавший играть с Филом с 1969 года и гитарист Скотт Горэм, заменивший Бэлла в 1974 были надёжной опорой и подмогой для фронтмена в творческом и композиторском плане и играли в группе до её распада в 1983 году. На месте же второго гитариста побывали Гэри Мур, не нуждающийся в представлении, Сноуи Уайт, помогавший Pink Floyd в их турне In the Flesh после выхода альбома Animals, о котором я расскажу совсем скоро, и Ричарду Райту на записи прекрасного Wet Dream (подробней в статье: Richard Wright - Wet Dream, 1978) ) и Брайан "Роббо" Робертсон, с котором подписчики моего канала уже знакомы по статье об альбоме Another Perfect Day группы Motorhead.

Робертсон, Лайннот и Горэм на сцене
Робертсон, Лайннот и Горэм на сцене

К маю 1977 года Уайта в группу ещё не пригласили, Мур, выручивший старых друзей в турне, от студийной работы отказался и Лайннот, волевым решением поручил Горэму вкалывать за двоих.

Так Thin Lizzy, пусть ненадолго, но вновь стали трио, в виде которого и были запечатлены на обложке своего седьмого альбома Bad Reputation.

Так сложилось что для меня Lizzy долго были группой сингловой, но не альбомной, благодаря конечно каверу Metallica на Whiskey in the Jar и хитовой The Boys back in Town. В списках разного рода лучших альбомов если группа и мелькала, то в основном благодаря прорывному диску Jailbreak и чуть ли не лучшему рок-концертнику Live and Dangerous (хотя я альбом Live 1983 года люблю больше), поэтому к знакомству с дискографией я долго не приступал. Если вы также знаете ирландский квартет по синглам, то очень рекомендую ознакомиться с альбомами, и начать даже не с Jailbreak, а именно с Bad Reputation, на мой взгляд чуть ли не самом эклектичном релизе группы.

Скотт Горэм
Скотт Горэм

Вдохновлённые гастролями с Queen, теми самыми на которых Роббо заменил Гэри Мур, музыканты знали, что их новый альбом будет отличным.

В качестве продюсера группа наняла Тони Висконти, который уже заработал себе репутацию в союзе с T.Rex, Sparks и Дэвидом Боуи, и вылетела в Торонто.

Тони Висконти:

Они хотели чтобы я использовал все имеющиеся на тот момент технологии, чтобы их гитары, особенно бас, звучали по-другому.

Скотт Горэм, не смотря на свою готовность исполнить все гитарные партии на новом альбоме, и вдохновлённость новыми песнями Лайннота, всё же видел группу именно с двумя гитаристами и очень хотел чтобы песни были украшены гитарой Робертсона.

Тони Висконти:

Когда Брайан записывал свои соло, он либо сидел в студии отдельно от нас, либо потягивал "Курвазье", а когда я говорил что пора играть соло, он отвечал "ОК", брал гитару и играл просто прекрасно. Но разговаривать с нами Брайан не хотел
Брайон Робертсон
Брайон Робертсон

Брайан Робертсон:

Возможно я тогда ещё злился на них и слегка нервничал, артачился. Я просто сидел в отеле и никуда с ними не ходил, я записывал свою партию и уходил. Хотя я не чувствовал что меня предали, видимо просто был тем ещё засранцем.

В итоге из девяти композиций записанных для Bad Reputation Роббо засветился на трёх.

30.07.1977 года был выпущен первый сингл с будущей пластинки, композиция Dancing in the Moonlight (It's Caught Me in Its Spotlight), авторства Фила, которую Скотт Горэм, с его слов, никогда бы не выпустил синглом.

Скотт Горэм:

Это очень странная песня для Thin Lizzy, с учетом нашей тогдашней репутации, очень странно петь о шоколадных пятнах на ваших штанах (строчка: I always get chocolate stains on my pants). Для этой песни мы выбрали не обычный ритм, но это была удачная находка. Песня стала успешным синглом. У меня и в мыслях не было, что эта вещь станет таким хитом, но как правило, такие вещи просто невозможно предсказать. И мне понадобилось какое-то время для того, чтобы привыкнуть к этой теме, но в конечном итоге эта вещь стала одной из моих любимейших мелодий Lizzy. Мне очень нравится в этой теме смена настроений, в этой композиции нет никакого выдающегося рифа, ни агрессивной лирики, но это изысканное произведение.

Первоначальный скептицизм гитариста можно понять. Если с точки зрения маркетинга сингл должен побудь покупателя купить полноформатный альбом, в котором покупатель рассчитывает найти ещё несколько подобных треков, то Dancing in the Moonlight явная промашка, потому что не отражает содержание Bad Reputation никак, совсем никак. Но в ней есть свинговый бит, басовый грув, гитарное соло, что собственно ещё нужно? Ах да, и ещё чудесная партия саксофона от Джона Халлиуэлла.

Джон Халлиуэлл
Джон Халлиуэлл

А вот вышедший на стороне B заглавный трек явно ближе к привычным Thin Lizzy. Плотная гитара, дерзкий Лайнотт и во всю отрывающийся Горэм, который так увлёкся что песня лишилась внятной концовки.

Но похоже, что Филу не хотелось идти по проторенной дорожке и вместо той же Bad Reputation ставит первым треком начинающуюся с мелодраматических синтезаторных ноток Soldier of Fortune. Среднетемповый трек с гладким риффом и отличной гитарной работой Горэма.

В подобном ключе выполнена и завершающая альбом Dear Lord, о непрекращающемся стремление Лайнотта избавиться от жизненных испытаний и невзгод. К большому удовольствию и изумлению группы, жена Тони Висконти, Мэри Хопкин, дополнила трек несколькими великолепных вокальных гармоний, наполнив его эмоциональным богатством, которое гарантировало, что альбом завершится на подходящей эмоциональной и резонансной ноте.

Уверен, что вы точно слышали Мэри Хопкин, потому что именно она сделал супер-хитом романс Бориса Фомина – Дорогой длинной (в версии Мэри - Those Were the Days).

Если уж использовать для сингла максимально близкую к общему звучанию альбома песню, то Downtown Sundown идеальна. В ней сочетаются непринуждённая атмосферность, умиротворённая ведущая гитара, шарм вокала Лайнотта и классное соло.

Отдельно стоит упомянуть что вышедший 2 сентября 1977 года Bad Reputation появился в разгар английской панк-революции, явно наводившей смуту среди ветеранов сцены, но Thin Lizzy никогда не вызывали такого пренебрежения со стороны поколения панков, с которым приходилось мириться многим их коллегам по классическому року, в основном потому, что группа знала, как писать песни короткие, цепляющие песни.

На статус подобных треков на альбоме помимо заглавного явно метят Killer Without a Cause и That Woman's Gonna Break Your Heart, на которых отметился Брайан Робертсон.

В Killer Without a Cause слышатся ростки хэви-метала, к которому группа пришла на Renegade и Thunder and Lightning, а рифф из That Woman's Gonna Break Your Heart врежется в вашу память с первых секунд и останется там навсегда.

Opium Trail среднетемповый номер с более грубым звучанием чем Soldier of Fortune, а также третий и последний трек с участием Робертсона.

Southbound, которая позже станет изюминкой альбома Live and Dangerous, даёт Горэму простор для импровизации, а Лайнотту возможность дирижировать залом во время исполнения припева.

Лицевая сторона пластинки
Лицевая сторона пластинки

Самым спорным моментом альбома можно назвать его обложку, которую многие считают самой непримечательной в каталоге Lizzy. Соглашусь что чёрный фон с изображениями Лайнотта, Горэма и Дауни не самая впечатляющая работа, но ценность пластинки от этого не падает. Брайана Робертсона на лицевой обложке нет, а вот на задней стороне пластинки Thin Lizzy уже квартет с Робертсоном, видимо ребята понимали что не отметить вклад Роббо к альбом нельзя.

Обратная сторона виниловой пластинки
Обратная сторона виниловой пластинки

Альбом был очень тепло принят прессой и поклонниками, газета Sound назвала его звёздным часом группы.

Bad Reputation, действительно великий альбом действительно великой группы, наполненный энергией и современностью, которые позволили его создателям выделиться из всего остального, что происходило в рок-музыке в то время, при этом не изменить себе и без потерь пережить перемены, которые происходили в рок-музыке на волне панк-революции. Спустя несколько десятилетий время ни на йоту не притупило его очарования, и оно по-прежнему звучит феноменально. Если вы хотите узнать, как рождаются легенды, послушайте эту платиновую классику еще раз и отдайтесь звучанию истории рок-н-ролла в ее самом бодрящем виде.

Фил и Скотт
Фил и Скотт

Подписывайтесь на канал, будет интересно.