Пассажиры самолета, взлетающего с аэродрома в Тензинг-Хиллари (в Непале), испытывают нервное потрясение. ВПП проходит между горой и пропастью, и пилоты при взлете и посадке тоже находятся в состоянии слишком возбужденном.
Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари в городе Лукла в Непале (LUA/VNLK) считается самым опасным аэропортом в мире: за последние 20 лет в нем произошло 8 авиакатастроф с более чем 70 жертвами. Сюда выполняются прямые рейсы из столицы Непала Катманду, многие пассажиры – это альпинисты, пытающиеся совершить восхождение на Эверест, что само по себе опасно. Но прежде чем подниматься в горы, нужно еще и долететь! А это не так просто по нескольким причинам.
Во-первых, аэропорт находится высоко в горах, на высоте 2859 над уровнем моря, воздух разрежен, и в таких условиях снижается и тяга двигателей, и подъемная сила крыла: выдерживать малую скорость при заходе на посадку тяжело, посадка происходит с повышенной скоростью и полоса длиной 527 м, чтобы самолеты потом с нее не могли выкатиться, расположена с заметным уклоном вверх: 13%. Естественно, и самолеты сюда допущены только с укороченным взлетом и посадкой: это Dornier 22, Л-410 УВП, Cessna 172 и Pilatus PC-6.
А рядом расположены две горных вершины: Кусум Кангуру – 6367 м, и Нумбур – 6959 м, при выполнении схем захода желательно с ними не столкнуться. Кроме того, из-за особенностей рельефа в районе аэропорта часто наблюдаются сдвиги ветра. Более того, здесь нет схем ухода на второй круг. То есть, если ты садишься – ты в любом случае садишься. И конечно никаких радаров нет: диспетчер, если что, не поможет. Нет также ILS или приводных радиомаяков, заход исключительно визуальный. Такую посадку может выполнить только опытный пилот.