15 мая 1982 года вышел «Там, на неве́домых доро́жках…» — советский музыкальный фильм-сказка, поставленный по книге Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Фильм снят в стилистике кроссовер.
Мальчик Митя Сидоров получает от своей бабушки задание передать гостинец её родственнице Варваре Егоровне. Выясняется, что Варвара Егоровна — не кто иная, как добрая Баба-Яга из «заповедного» сказочного царства, живущая в избушке на курьих ножках. Егоровна-Яга знакомит Митю со своей подругой — Кикиморой — и показывает ему наливное яблочко на блюдечке, с помощью которого можно увидеть, что делается на свете.
По случайности им удаётся подсмотреть, как писарь Чумичка, наказанный царём Макаром за воровство, решил отомстить, выпустив из подвала Кощея Бессмертного. Вдвоём они переманивают царскую стражу на свою сторону и сажают Макара в темницу. Яга с Митей отправляются спасать царя от Кощея. Находчивость Мити помогает выпутываться из, казалось бы, безнадёжных ситуаций.
«Вниз по волшебной реке» — детская повесть Эдуарда Успенского о приключениях современного мальчика Мити в мире русских народных сказок. Опубликована отдельной книгой в 1972 году с рисунками Валерия Алфеевского, впоследствии многократно переиздавалась, в том числе с иллюстрациями Виктора Чижикова.
Летом городской школьник Митя гостит у своей бабушки Глафиры Андреевны в деревне. Однажды она посылает его проведать свою двоюродную тётку Егоровну, которая живёт одна. Митя идёт к Егоровне через лес и обнаруживает, что попал в мир сказок: он встречает говорящего Серого Волка, видит протекающую по лесу молочную реку с кисельными берегами, а Егоровна оказывается Бабой-Ягой (хотя и доброй) и живёт в избушке на курьих ножках.
Благодаря волшебному блюдечку, которое показывает всё, что происходит в мире, Егоровна и Митя узнают о беде, которая надвигается на царя Макара и его царство. Царь, предпочитающий физическую работу сидению на троне, хочет уехать в деревню. Писарь Чумичка, обеспокоенный такой перспективой, пытается отговорить царя, а когда это ему не удаётся, выведывает у Домового, где находится Кощей Бессмертный. Оказывается, что последний уже много лет прикован цепями в подвале царского дворца. Чумичка помогает Кощею освободиться и стать царём.
Баба-Яга и Митя на избушке отправляются на подмогу, хотя им предстоит далёкий путь. Кощей бросает Макара в подвал и посылает гонцов за своими приятелями — Лихом Одноглазым, котом Баюном, Соловьём-Разбойником и Змеем Горынычем. Теперь Кощею предстоит избавиться от Василисы Премудрой, которая одна может противостоять ему. Однако она при помощи своих волшебных чар уходит от стражников Кощея и собирает войско из сказочных богатырей.
Между тем Кощей приказывает дать Макара на съедение Змею Горынычу, однако прибывшие на помощь Митя с Бабой-Ягой обманом дают Змею воды из волшебного озера, которая превращает выпивших её в козлят. Змей становится козлёнком, а Макар убегает к Василисе Премудрой и её войску. Бояре из боярской думы отказываются идти воевать на стороне Кощея, и кот Баюн усыпляет их. Кощей едет на битву со своими давними друзьями и войском, силой набранным из крестьян.
В ходе битвы при Калиновом мосту Лихо Одноглазое сначала одолевает богатырей, однако Митя вызывает на помощь Волка, который прогоняет Лихо. Вскоре разбегается и вся армия Кощея, и он теряет силу. Его снова приковывают цепями, а царь Макар решает перед отъездом в деревню оставить вместо себя править Василису Премудрую. Бабушки провожают Митю на поезд. Он уезжает домой, но обещает вернуться на следующий год.
Художественные особенности
Современные исследователи отмечают пародийный и во многом постмодернистсккий характер сказки. Так, Ольга Плешкова называет повесть «современным детским парафразом на темы народных сказок», указывая, что имена сказочных персонажей, волшебные предметы и фольклорные топонимы в ряде случае обработаны игровым приёмом: ср. название глав «Лиха беда (начало)» и «Лиха беда (продолжение)», а также последней главы «Послесказка» (контаминация слов «присказка» и «послесловие», одновременно указывающая на возвращение в обыденную реальность из сказочной). Через всю повесть проходит пародирование темы взаимоотношений русского народа и власти, раскрывающаяся в восприятии боярской думой нового царя — Кощея.
Владимир Бондаренко отмечает, что «Вниз по волшебной реке» Успенский «писал не спеша, целых три года, как бы реальным текстом отвечая на упреки славянофильских критиков, что у него герои без роду и племени». По мнению автора, в этой повести Успенский «устраивает сказовый произвол, делая положительным героем Бабу-ягу, становится комедийным неудачником Соловей-разбойник», при этом «господствует привычная апология детства. Мальчик Митя совершает подвиги, которые под силу только богатырям, превращает в козленка Змея Горыныча». Он также сравнивает произведение Успенского со сказочной пьесой Вассилия Белова «Бессмертный Кощей».
Фольклорные образы персонажей
Дмитрий Быков в своей программе «Один» на радио «Эхо Москвы» так прокомментировал новые образы героев русских сказок у Успенского: «В книге „Вниз по волшебной реке“ Эдуард Успенский представляет читателю знакомые, привычные с детства образы сказочных персонажей в новой, лёгкой и, можно сказать, добродушной интерпретации. Кажется, что ни один герой „Вниз по волшебной реке“, не является по-настоящему злым и неприятным. А мальчик Митя, путешествующий по «царству», становится проводником читателя в мир новой русской сказки».
Спасибо за внимание и не забывайте оставлять комментарии, ставить палец вверх и подписываться на канал. И вступайте в мою группу в Facebook
Помочь в продвижении канала можно здесь