Здравствуй, дорогой читатель! Группу Deep Purple рядовой слушатель знает по песне Smoke On The Water или, что реже, по песне Child in Time. Обе песни внесли огромный вклад в развитие хард-рока по всему миру. Многие взяли гитару в руки, чтобы сыграть рифф дыма над водой, а так же многие загорелись желанием заниматься вокалом, вдохновившись песней child in time. Всё прекрасно в этих песнях, правда есть один минус у них. Этим трекам больше 50-ти лет. Неужели пурпурные по сей день популярны и уважаемы, только за пару песен времён мамонтов? И да и нет. История Deep Purple как группы довольно трагична, в этой статье я попытаюсь объяснить вам почему так.
Продвинутые пользователи сразу вспомнят, что у Deep Purple был ещё мощный заруб под названием Burn. С таким названием у группы есть и песня и альбом. Альбом отличный, я бы даже сказал образцовый. Действительно, многие сравнивали альбом Burn с другими альбомами того времени, многие коллективы вдохновлялись им при написании своих собственных хитов. Но вот не задача, это не единственный альбом группы вышедший в 1974 году. Был ещё Stormbringer. А вот его уже вспоминают реже... Почему так, в конце статьи, а сейчас рассмотрим альбом Burn.
Создание альбома
в 1973 году Иэн Гиллан(вокалист) и Роджер Гловер(бас-гитара) покинули группу из-за усталости. График выступлений был совершенно сумасшедшим, настолько, что Гиллан и Гловер хотели покинуть группу прмо во время турне, однако всеми правдами и неправдами, другие участники группы убедили их закончить начатое. В Deep Purple сильно горевать по поводу ухода вокалиста и басиста не стали, а сразу же объявили прослушивание в группу. Более тысячи музыкантов откликнулись на предложение. В ходе долгих дум было решено взять в группу талантливых и молодых Дэвида Ковердейла (вокал) и Гленна Хьюза (бас-гитара). Забегая вперёд скажу, что Дэвид Ковердейл в последствие создаст свою группу Whitesnake и будет учителем такого музыканта как Крис Ри. Из-за чего, вполне заслуженно, станет очень уважаемым дядькой в мире тяжёлого рока. А Гленн Хьюз просто куда-то пропадёт. Не переживайте, с ним сейчас, насколько мне известно, всё в порядке, живёт, поёт свой кавер на песню Burn и, возможно, ни о чём не жалеет. Альбом записывался там же, где и Machine Head, в городе Монтрё, Швейцария. Мужики быстро спелись и альбом был готов всё в том же 1973 году( технически второй альбом в 1973 году). Однако настал кризис на рынке углеводородов и материала для пластинок не хватало. Из-за этого альбом увидел свет 15-го февраля 1974 года. Серьёзных конкурентов альбому в те времена почти не было, и не будет ближайшие лет 5. Перейдём же к списку композиций и выясним, почему?
1. Burn
Новые музыканты, естественно, принесли с собой в группу, новые идеи, а именно больше блюза(что приемлемо в мире хард-рока, особенно тогда, потому что блюз добавляет мелодичности), фанка и соула(а вот это уже не хорошо, потому что значительно облегчает звучание и добавляет всякие ненужные элементы). Фанк и соул довольно близки к жанру кантри. Кантри это такие песенки, которые в америке дворовые фермеры-гитаристы поют, если совсем просто. Можете себе представить, что будет если всё это смешать с роком. Однако у Deep Purple в первый раз получилось довольно неплохо.
У песни Burn очень яркий протяжный куплет. Бодрый ритм, зажигательный рифф, простая лирика о женщине ведьме, которая поджигала деревни одним словом (Burn-гореть, гори! в переводе с английского). Отдельной похвалы достоин вокал. Ковердейл - лучший вокалист, который был в Deep Purple. Он умеет петь грубо и низко, уметь петь мягко и высоко. Использование правильной техники пения позволяет ему и сейчас в свои 70 лет исполнять вокальные партии чисто, попадая во все ноты. Можете убедиться в этом сами, посмотрите в интернете концертные версии песни Burn в исполнении Whitesnake. Создаётся впечатление, что с годами Ковердейл как хорошее вино, стал только лучше. Чего, к сожалению, не скажешь про Гиллана. Он, простите за выражение, как дедова сивуха, с годами растерял весь свой шарм. И сейчас вообще непонятно как поёт. Child in time перестали исполнять на концертах ещё в 80-е, как раз из-за того, что Иэн перестал нормально её исполнять. Да что там нормально, будем честны, он просто перестал попадать в те же ноты, какие он вытягивал в молодости. Происходит такое из-за использовании неправильной техники пения, алкоголя, табака и сильных перегрузок голосовых связок. Но мы отвлеклись.
Нельзя не сказать про Гленна Хьюза. Большинство песен на альбоме поётся дуэтом. Хьюз отнюдь не роняет планку Ковердейла, поёт также высоко и красиво, ноты аккуратные и чёткие. И вот под такой мощный вокал мы подходим к соло. Начинает Блэкмор. Соло, на мой взгляд, лучшее в его карьере. Очень быстрое, мелодичное, с интересными переходами между частями, сразу видно, работает виртуоз! Такого соло, с использованием всего гриффа гитары, множеством разнообразных техник и приёмов сейчас встретить довольно трудно.
После по тому же принципу работает Джон Лорд. Его партия ни чуть не медленнее и ничуть не проще. Всё так же приятно ласкает уши инструмент, на котором играет виртуоз. Заканчивается композиция так же круто, как и начинается, вызывая острое желание послушать её ещё раз.
2. Might Just Take Your Life
Пока шокированный скоростью слушатель приходит в себя, начинается вторая композиция, отдыхательная. Ритм помедленнее, мотив попроще, рифф полегче. Именно на этой песне чувствуется отход от классического хард-рока. была бы песня чуточку быстрее, получился бы хороший джазз. А так смесь блюза и фанка, но довольно приятная. Песня служит переходом между двумя мощными треками, чтобы у слушателя не заболела голова, но не стоит её недооценивать.
3. Lay Down, Stay Down
Быстрое и качёвое начало как в Burn. Отличный рифф прекрасно дополняет и подчёркивает партия клавишных. Ритм прикольный танцевальный. Вокал на высоте, сначала идёт более грубая партия Ковердейла, затем партия полегче и повыше от Хьюза. Песня явно вдохновлена рок-н-роллом, готов поспорить в своё время под неё танцевали на дискотеках. Соло в стиле Чака Бэрри убеждает в этом ещё больше. Любителям рок-н-ролла понравится точно.
4. Sail Away
Простой и запоминающийся рифф, лично мне напомнил песню Maybe I'm a Leo. Песня неторопливая, спокойная. Вокал тоже не стремится на высоты Эвереста, да в этой песне и не надо. Такое чувство, что изначально это должна была быть баллада. На это намекает и задумчивый текст песни, и спокойное соло. Клавишные я услышал только в припеве. Их мягкое звучание создаёт объём, ярко выделяющий основные слова песни. В соло используется много эффектов по типу эхо и какой-то электронной лягушки. Тогда считалось модным и технологичным, сейчас не каждый такое оценит.
5. You Fool No One
Типичный блюз. После вступительного риффа начинается протяжная вокальная партия Ковердейла. Изредка слышны гитара и клавишные. Основной акцент видимо сделан на лирике и вокальной партии. Лирика тут проста, банальный рассказ о том, что будет с героиней песни если она попадётся на измене, и почему ей не стоит этого делать. Исполнено довольно неплохо, соло партии звучат отлично. Песня спокойная, мотив не очень запоминающийся, возможно, вы скоро забудете про эту песню.
6. What's Going' On Here
Простая песня с легким рифом и ненавязчивым мотивом. Типичный блюз. Клавишные иногда звучат как на записях 40-х, 50-х годов, что, впрочем, не делает партию хуже. Звучит в целом приятно. Порадовало соло на клавишных в конце. Звучит очень по олдовому, как будто ещё мой дед(будь он американцем) по радио это соло слушал пока гнал Moonshine на ферме. Любителям американской классики советую к прослушиванию.
7. Mistreated
Очень классная, как по мне, гитарная партия. Вокал отличный(одна из немногих песен, где поёт только Ковердейл), грубый с хрипотцой голос Дэвида идеально сочетается с лирикой про разлуку с девушкой. После двух куплетов начинается гитарное соло. Оно неторопливое, задумчивое, спокойное, отлично отражает суть песни. Единственная баллада на альбоме, и она хороша. Концертная версия так вообще огонь. Там и соло немного агрессивнее и вокал более чувствительный, высокие ноты, такое ощущение, будто разрывают воздух, чем вызывают восхищение.
8. 'A' 200
Что это такое я честно не вкуриваю вообще. Возможно я не ту версию слушал, но я сомневаюсь, что могут быть другие. Простая заминка, играются клавишные партии с кучей эффектов по типу электронных синтезаторов, каких-то космических звуков. Потом неожиданно возникает соло на гитаре, очень быстрое, но плавно перетекающее в меланхолическое. Возможно это была демонстрация всех эффектов нового времени, и то, как они сочетаются с мастерством исполнителей классического рока. Лично мне такое не по душе, но уверен, в 1974 году многих впечатлило.
Итог
Альбом отличный, сильно отличается от предыдущих. В лучшую сторону отличается вокал. Немного более грубый и мягкий одновременно. Техника пения прекрасная, все ноты звучат чётко и без вреда для исполнителя. К недостаткам можно отнести более блюзовое звучание. В мелодичности от этого альбом не потерял, но потерял в тяжести и целостности композиций. Эффекты, которые можно услышать почти на всех песнях, звучат вообще не в тему, но это моё мнение. Успех альбома закрепили концертные выступления. Самое известное - California jam 1974. Обязательно к просмотру, даже если вы не фанат Deep Purple. Пурпурные, насколько я знаю, выступали последними и в качестве яркого завершения они устроили настоящее шоу. Где-то через 50 минут выступления Ричи Блэкмор начал жёчь. В прямом смысле. Он поджёг спрятанную за усилителями канистру с бензином и начал играть на фоне бушующего огня. Параллельно он выкинул пару гитар и комбиков со сцены. Гитары кончено же сначала сломал, и только потом выкинул к людям. Людей было много, 400 тыс. если память мне не изменяет. Толпа очень радостно приветствовала все песни группы. Вот он, настоящий, дедовский, хардкорный рок-концерт! Кстати, в честь 25-ти летия группы в девяностые была выпущена документалка про Deep Purple. В ней подробно рассказана история группы. Отдельным пунктом, подробно рассказали про концерт California jam 1974. Советую к просмотру.
После Burn
В том же 1974 но уже в декабре вышел альбом Stormbringer. Все минусы предыдущего альбома удвоились. Странных эффектов стало очень много. Альбом полностью ушёл от хард-рока к блюзу. Стоить отметить, что довольно известная баллада Soldier Of Fortune относится именно к этому альбому, и является его лучшей частью. Альбом имеет довольно скромные оценки от критиков, вполне справедливо. А после буревестника (именно так переводится Stormbringer) группу покинул Ричи Блэкмор. Стоит сказать, что буревестник записывался в тяжёлой атмосфере. Именно Блэкмор и был тому причиной, он постоянно конфликтовал с участниками группы, и не только по вопросам звучания. В 1975 году с новым гитаристом Томми Болином был записан альбом Come Taste The Band. Считается очень хорошим, но лично я считаю, что без Ричи Блэкмора Deep Purple уже не Deep Purple. Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Однако факты есть факты. Томми Болин умер от передоза наркотой и группа окончательно закрылась в 1976 году. Ковердейл звонил участникам группы, чтобы возродить её, но у него не вышло и он основал свою группу - Whitesnake, в которой выступает и по сей день. Кстати, в 2015 году вышел альбом-кавер на хиты Deep Purple с 1974 по 1976 год, когда Ковердейл был вокалистом. Иэн Гиллан позже, вернулся в группу, но отказался исполнять все песни, записанные Ковердейлом. Whitesnake решили идти по пути, заложенному ещё в альбоме Deep Purple - Burn. У группы много отличных песен, кому понравился Burn рекомендую ознакомится.
Если альбом Burn можно назвать современным, то альбом Perfect Strangers, записанный вновь собравшейся группой в 1984 году, таковым назвать точно нельзя. Deep Purple выпали из времени, и стали творить что-то своё, отдельное от тенденций развития музыки. Приросту слушателей это не очень способствовало. В 1984 году Deep Purple казались пережитком прошлого, не мудрено, ведь в том годы вышли поистине шедевры на все времена, лучшие альбомы тяжёлой музыки - Scorpions - Love at The First Sting и Judas Priest - Defenders Of The Faith и это только два из них, мои любимые. И Judas Priest и Scorpions равнялись на Deep Purple, их альбомы, вышедшие в 1974 году даже рядом не валялись с Burn. Но со временем, всё поменялось. Уже в 1979 году Judas Priest и Scorpions, на мой взгляд, обогнали пурпурных, что и говорить о 1984-ом.
Группа Deep Purple постоянно меняла свой состав, постоянно менялось и звучание. Сейчас оно изменилось так сильно, что едва напоминает о славном звучании в первой половине семидесятых. И тут происходит раскол в лагере фанатов Purple. Одним понравилось, и они с удовольствием слушаю новые альбомы. Другим(как мне) больше по душе старые песни.
Итого имеем: Burn отличный альбом, а дальше от вашего вкуса: он либо последний чистый хард-рок альбом, либо ещё один шаг к современному звучанию Deep Purple.
Всем спасибо за внимание, до новых встреч!