Найти тему
5K подписчиков

НЕУЖЕЛИ ВРЕМЯ "ДАЙТЕ НАМ ЧТО-ТО НОВОЕ" ПРОШЛО? И ЕСЛИ ТАК, ТО ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ЭТО ЗАМЕНИТЬ?

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства. Но на самом деле это неправда. И "Империя наносит ответный удар", и "Возвращение джедая" были более запоминающимися.

Причина этого в том, что "Звёздные войны" породили в индустрии новые ожидания, - что с каждым новым блокбастером вы увидите то, чего никогда раньше не видели. И когда я посмотрел эти продолжения, именно это и произошло. Я видел АТ-АТ и таунтаунов. Я видел инопланетян с головами омаров и спидеры, которые проносились сквозь гигантские деревья.

В то время "Звёздные войны" были определяющей франшизой для индустрии и создали новую мантру: ДАЙТЕ НАМ ЧТО-ТО НОВОЕ И СВЕЖЕЕ.

Каждый фильм, который стремился стать хитом, должен был дать зрителям что-то по-настоящему новое.

Вот почему "Парк Юрского периода" так преуспел. Вот почему "Люди в чёрном", "День независимости", "Матрица" и "Чужой" имели успех.

Индустрия исходила из идеи: зачем кому-то смотреть фильм, если всё, что вы собираетесь дать зрителю они уже видели?

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.-2

Но где-то в 2005 году, когда фильмы по комиксам начали завоёвывать популярность, а компании, которые создают спецэффекты смогли нарисовать всё, что вы только можете себе представить, внезапно стало намного сложнее предложить зрителям что-то новое.

Однажды, мы обнаружили, что у нас есть человек в крутом железном костюме, который сражается с гигантским зелёным монстром в небе, или пятиэтажные роботы, швыряющие друг друга в городские здания… что вы теперь можете показать зрителям, чего они ещё не видели?

Marvel поняли, что это будет проблемой. Намеренно или нет, но они открыли Ящик Пандоры. Как нам соблазнить зрителей прийти в кинотеатры, когда мы уже дали им всё? Они придумали временное решение.

Ещё больше супергероев.

Вы впихиваете в свой фильм больше Пауков, больше Мстителей и больше неожиданных персонажей в плащах, потому что технически вы всё ещё даёте зрителям что-то новое. Вы даёте им больше супергероев, с которыми можно провести время.

Теперь у Marvel появилась отсрочка решать эту проблему, поскольку к ним вернулась часть прав от 20th Century Fox. Люди будут в восторге от того, что Люди Икс будут тусоваться с Тором. Они будут в восторге от того, что "Серебряный сёрфер" встретится со "Звёздным Лордом". Им понравится, когда Фантастическая Четвёрка отправится в приключение вместе со Спайди. Но в конце концов даже это сойдёт на нет. В какой-то момент люди спросят: "Что нового? Что дальше?"

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.-3

Я много думаю об этом, потому что я – как и вы, который читаете эту статью прямо сейчас – являетесь решением этой проблемы. Это будет зависеть от нас, чтобы придумать следующую большую планку.

Вопрос в том, возможно ли ещё это? Возможно ли ещё удивлять читателей? Возможно ли показать им то, чего они никогда раньше не видели?

Как человек, который читает практически всё, я не могу вспомнить, когда в последний раз читал что-то совершенно свежее. Я даже не говорю обо всём сценарии. Я говорю об одной декорации, которую я раньше не видел.

Есть сценарии, которые в НЕКОТОРОМ роде уникальны. Колин Бэннон написал сценарий об ультрамарафонцах, которые участвуют в смертельной гонке, где злое мифологическое существо убивает бегунов одного за другим. Сталкивался ли я когда-нибудь раньше с такой конкретной концепцией? Нет. Но я прочитал множество сценариев, в которых людей убивает какое-то существо в лесу.

Что возвращает нас к вопросу: могут ли авторы придумать что-нибудь действительно новое? Как атака АТ-АТ на снежную базу в 1982 году?

Вероятно, нет. Но это не значит, что мы всё ещё не можем писать фильмы, которые поражают читателя или зрителя.

И, по моей оценке, существует ещё два способа сделать это.

Способ для ультра-талантливого сценариста. И для сценариста-трудяги.

Для ультра-талантливого сценариста ответом является УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС. В 90-е годы, одновременно со всеми большими голливудскими фильмами, которые давали нам то, чего мы никогда раньше не видели, инди-индустрия также давала нам то, чего мы никогда раньше не видели, но не с помощью больших дорогих эффектов, таких как динозавры, а скорее через их собственную уникальную призму.

Тарантино, Пол Томас Андерсон, Спайк Ли, Чарли Кауфман, Уэс Андерсон. Они провели нас в 2000-е, где появились Диабло Коди, Алан Болл, Альфонсо Куарон, М Найт, Эдгар Райт и Джордан Пил. Эти сценаристы показали нам мир таким, какого мы раньше не видели в кино.

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.-4

Вы не можете намеренно выработать и выбрать стратегию голоса. Ваш голос по своей сути принадлежит вам, поэтому вы не можете резко изменить. Но голос имеет тенденцию прорываться наружу, когда он отличается от того, что мы привыкли видеть.

В этом весь смысл сегодняшней статьи. Вы даёте им что-то новое. Так что, если вы пишете "мужские романтические комедии" в то время, когда Кэмерон Кроу был крупнейшим автором в этом жанре, ваш уникальный голос, вероятно, не будет оценён по достоинству, поскольку тут уже доминирует сильный голос.

Но никто не знал, что их поразило, когда Чарли Кауфман начал снимать фильмы. Мы в голове Джона Малковича?? Что, чёрт возьми, происходит прямо сейчас??? То же самое с Диабло Коди. Мы не слышали такого весёлого и лиричного диалога со времён Джона Хьюза. В то время никто другой этим не занимался.

К счастью, если вы один из счастливых победителей лотереи, чей голос меняет индустрию, вам не нужна эта статья. С вами, наверное, всё будет в порядке. Итак, давайте перейдём к тому, что может сделать автор-трудяга.

Во-первых, как я уже сказал, вы всё равно должны пытаться придумывать новые идеи. Будь то концепции, локации или даже идея для сцены, которая никогда раньше не снималась (например, вступительный эпизод из "Девушка, подающая надежды", где жертва шокирующе превращается в хищника).

Чем больше "нового" вы можете привнести в свой сценарий – даже если это не что-то новое, меняющее мир, как бар на Старом Западе, полный инопланетян, вы должны включить это в свою историю. Потому что все эти маленькие *немного новые* элементы складываются и учитываются вместе.

Но вот на чём вам действительно следует сосредоточиться. Потому что это чит-код, который позволит вам написать даже обычную историю, в которую люди влюбляются.

Способ, которым сценарист-трудяга может выиграть, - это вписать в свой сценарий отличного главного героя. И позвольте мне объяснить почему. Когда читатель влюбляется в персонажа, он не заботится ни о чём другом, кроме как следовать за этим персонажем и видеть, что с ним происходит.

Это секретный соус, который работает сейчас и до скончания веков. Именно по этой причине, несмотря на то, что мы в кинобизнесе больше не можем предоставлять зрителям то, чего они никогда раньше не видели, мы всё ещё можем заставить их что-то почувствовать.

Мы всё ещё можем подключиться к их эмоциям и отправиться с ними в путешествие, которое будет таким же сильным, как и их последние отношения. Это наполнит их такой же любовью и болью, как испытания и невзгоды, через которые они проходят со своей собственной семьей. И когда они закончат это путешествие, они почувствуют гораздо более глубокую связь с этим фильмом, чем увидев всех динозавров и пришельцев, нарисованных CGI вместе взятых.

- Ладно, это здорово. Тогда напиши сам отличного персонажа.

- Да. Это очень трудно сделать.

Это тяжело. Но на данный момент это гораздо более выполнимо, чем пытаться создать что-то, чего никто никогда раньше не видел.

Итак, позвольте мне привести вам два недавних фильма, которые достигли этого, из которых вы можете извлечь уроки. Первым был "Джокер". А во-вторых, фильм "Всё везде и сразу".

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.-5

"Джокер" больше, чем любой другой фильм за последние десять лет, доказал, что если вы сосредоточены на создании неотразимого главного героя, вам не нужно ничего другого, чтобы выделяться. И вам не нужны большие замысловатые спецэффекты.

Причина, по которой Артур (Джокер) сработал, заключается в том, что фильм вызвал у нас симпатию. Герой - человек, которого дразнили и высмеивали, куда бы он ни пошёл. У него было психическое расстройство, которое вызывало ещё больше сочувствия. Он нам нравился, потому что заботился о своей матери. Но также мы видели, насколько это было трудно для него и как это повлияло на него (ограничивая его возможности по созданию круга общения), и добавляя сложности. Он был неудачником в погоне за хорошенькой девушкой-соседкой.

Так что мы безоговорочно болели за него.

Так появляется хороший персонаж, но если бы вы остановились на этом, вы могли бы поместить этого персонажа в любую романтическую комедию. Причина, по которой персонаж становится культовым, заключается в том, что он ненавидит мир, и у него начинается серьёзное психическое расстройство. Он зашёл так далеко, что захотел причинить вред невинным людям.

Сильный контраст внутри персонажа (в нас уживается хорошее и плохое в одном теле) часто делает их неотразимыми и интересными для просмотра.

И у Артура Флека этого было в избытке. Мы хотели понаблюдать за ним, чтобы увидеть, что он делает, потому что то, что он делал, всегда было интересно.

"Всё везде и сразу" совершенно другой зверь, в том смысле, что это ансамблевая картина, и она на самом деле давала нам кусочки "нового" (я имею в виду, что там есть вселенная, где у всех сосиски вместо пальцев). Но где фильм действительно выделяется, так это в его персонажах.

Как ребёнок, который вырос на "Звёздных войнах" и обожает оригинальные части больше всего на свете, вы могли бы подумать, что "Новая надежда" станет самым запоминающимся фильмом из моего детства.-6

У матери, Эвелин, сложная предыстория, когда её отец предупреждал не выходить замуж за этого слабака. Она проигнорировала его и всё равно сделала это. И оказалось, что её отец был прав. Её муж никогда ничего не добился, и из-за этого она в 60 лет управляет прозябающей прачечной.

У неё есть дочь, которая строит отношения с другой девушкой, и ей действительно очень трудно с этим смириться. Если вы перейдёте к сюжетной линии мужа, - он любит свою жену больше всего на свете и имеет дело с тем фактом, что она хочет развестись с ним. Она лишена любви. Он безнадежен. Дочь несчастна. И всё это в значительной степени связано с предысторией, которая была тщательно продумана, потому что так и должно было быть, поскольку в фильме будут рассмотрены сотни различных версий той же предыстории в других вселенных.

Кульминация фильма - это не большое модное противостояние в стиле Marvel, а скорее, по собственному признанию Дэниелсов (режиссёров), "борьба за сочувствие”. Это семья, которая пытается наладить отношения впервые за много лет.

Я привожу этот пример, потому что было бы легко написать поверхностных персонажей и просто сосредоточиться на забавных шутках о кунг-фу и мультивселенной. Убедившись, что все персонажи были сложными, они превратил фильм с дурацкой концепцией во что-то, что останется с вами на всю оставшуюся жизнь.

ЭТО ТО, ЧТО ВАМ НУЖНО ДЕЛАТЬ.

Создавайте персонажей с интересной, хорошо проработанной предысторией, у которых есть сильный неразрешённый внутренний конфликт, а также у которых есть неразрешённый конфликт с другими персонажами фильма, которым, в меру своих возможностей, вы даёте такое же всестороннее развитие.

Потому что, если вы можете написать персонажей, которых мы любим (муж "Всё, везде и сразу") или которыми мы очарованы (Артур Флек), эти персонажи зацепят читателя / зрителя, и всё остальное в сценарии станет намного проще осуществить.

Подводя итог, можно сказать, что если у вас есть идея, которую никто раньше не видел, - отлично. Напишите это. Если у вас есть локация или сцена, которую никто раньше не видел, - супер. Напишите это.

Как я уже говорил ранее, продюсеры купят сценарий, если в нём есть одна потрясающая сцена фильма "которая будет отлично смотреться на экране".

Если у вас нет ни того, ни другого, постарайтесь включить в свой сценарий как можно больше "своего рода нового" материала. Потому что это вас выделит.

Наконец, даже если у вас нет ни одной новой вещи в вашем сценарии, вы всё равно можете написать что-то великое, если у вас есть отличный главный герой или ансамбль из чрезвычайно крепких персонажей.

Если вы не следующий Дэвид Линч, создание персонажа - ваш самый сильный инструмент как неизвестного сценариста. А теперь идите и используйте его!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.