Найти в Дзене
учиGEO

Функциональная грамотность на уроках географии

На своих уроках я нередко сталкиваюсь с проблемой изолированного восприятия географии в системе школьных предметов. Т.е. когда дело касается предметных, стандартных задач школьники хорошо с ними справляются. Но как только появляются более сложные, проблемные вопросы (для решения которых необходимы знания, полученные на других школьных дисциплинах или же в предыдущих классах) то возникают проблемы. Зачастую у детей есть знания по предмету (и не только по географии, но и другим школьным дисциплинам), но при этом межпредметные связи нарушены. Школьники часто не готовы, а порой даже и не догадываются, что можно «пойти» за формулой в математику для решения географической проблемы. Именно поэтому на уроках необходимо использовать все постоянно приобретаемые в жизни и на других уроках навыка, знания и умения для решения максимально широкого диапазона задач, а это и есть функциональная грамотность учащихся. Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются: 1. Читате

На своих уроках я нередко сталкиваюсь с проблемой изолированного восприятия географии в системе школьных предметов. Т.е. когда дело касается предметных, стандартных задач школьники хорошо с ними справляются. Но как только появляются более сложные, проблемные вопросы (для решения которых необходимы знания, полученные на других школьных дисциплинах или же в предыдущих классах) то возникают проблемы. Зачастую у детей есть знания по предмету (и не только по географии, но и другим школьным дисциплинам), но при этом межпредметные связи нарушены. Школьники часто не готовы, а порой даже и не догадываются, что можно «пойти» за формулой в математику для решения географической проблемы.

Именно поэтому на уроках необходимо использовать все постоянно приобретаемые в жизни и на других уроках навыка, знания и умения для решения максимально широкого диапазона задач, а это и есть функциональная грамотность учащихся.

Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются:

1. Читательская

2. Математическая

3. Естественнонаучная

4. Финансовая

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

И все они должны формироваться на уроках в комплексе для достижения наилучшего результата. Конечно, на каждом уроке задействовать и формировать все 6 компонентов функциональной грамотности сложно. Но, регулярно, из урока в урок, комбинировать и формировать несколько из них возможно.

Читательская грамотность. Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника. Умение находить и анализировать информацию в тексте.

Математическая грамотность – тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики. Да и вся картография в целом, это математический анализ территории. В 5 и 6 классе мы закладываем детям фундаментальные знания по предмету. Но особенность и трудность заключается еще и в том, что курс географии идет с опережением математики (например, изучение тем географические координаты, построение графиков и диаграмм, нахождение средней температуры и амплитуды). В 6 классе практически на каждом уроке формируется математическая грамотность. Именно в 6 классе мы решаем большинство географических задач. В экономической географии математической грамотности не становится меньше. Но в задачи 9 класса я стараюсь включить национальный региональный компонент. Например, мы находим долю городского населения в республике Адыгея, структуру национального состава и т.д.

Финансовая грамотность, конечно, рассматривается не на каждом уроке, а только при изучении некоторых тем. Так в 6 классе при изучении темы климат дети сами приводят примеры финансовых затрат при жизни в различных климатах мира (например, затраты на отопление, двойной – тройной стеклопакет, зимняя и летняя резина, гардероб от купальника до шубы и т.д.). В экономической географии мы рассматриваем хозяйство и развитие экономики в различных субъектах и странах мира. Так при изучении внутренне валового продукта мы весь урок занимаемся формированием функциональной грамотности.

Креативное мышление развивается при решении географических задач различными способами, а так же при составлении собственных задач. На развитие креативного мышления огромное влияние оказывает реализация проектных работ.

Естественнонаучная грамотность. География «питается» знаниями из других областей науки. И предметы естественнонаучного цикла только помогают при изучении географии. В курсе много заведомо интегрированных с другими науками тем.

Глобальные компетенции – рассматриваются с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Через весь курс географии формирование глобальной компетенции проходит красной нитью. Ведь именно на географии мы учимся бережному отношению к природе и планете в целом, формируем культуру взаимодействия с людьми, изучаем народы, языки, религии, международные организации.