Найти тему
Валерий Суханов

Технология лесозаготовок, исключающая строительство лесовозных усов

Здравствуйте, коллеги! Известно, что заготовка древесины требует строительства временных лесовозных дорог – усов. В Советский период усы строились с использованием инвентарных деревянных щитов.

Лесовозный ус с колейным покрытием из деревянных щитов. Фото автора
Лесовозный ус с колейным покрытием из деревянных щитов. Фото автора

В настоящее время практикуется упрощённая ( я бы сказал - варварская) технология строительства усов путём укладки брёвен сплошной щетью (лежнёвка). На один километр уса расходуется до 1 тыс. куб. м низкокачественной древесины.

Строительство лесовозного уса. Фото из открытых источников
Строительство лесовозного уса. Фото из открытых источников

Строительство усов – дорогостоящая операция, значительно увеличивающая затраты на заготовку древесины.

Создание трелевочных машин с канатным приводом может позволить исключить строительство усов.

Колёсная трелёвочная машина с канатным приводом
Колёсная трелёвочная машина с канатным приводом

Наши исследования показали, что в качестве базовой машины для реализации технологии лесозаготовок, исключающей строительство усов, целесообразно использовать валочно-пакетирующую машину ЛП-19. На базе ВПМ ЛП-19 уже создан погрузчик хлыстов (деревьев) на лесовозные автопоезда путём оснащения её грейферным захватом вместо захватно-срезающего устройства. В настоящее время ЛП-19 с грейферным захватом вполне заслуженно считается лучшим механизмом для подсортировки и погрузки хлыстов и деревьев на лесовозные автопоезда.

На базе такого погрузчика предлагается создать лебёдочную трелёвочно-погрузочную машину для перемещения трелёвочной машины с канатным приводом.

Лебёдочная трелёвочно-погрузочная машина представляет собой ВПМ ЛП-19 с грейферным захватом, к передней части шасси которой шарнирно закреплён кронштейн, на котором смонтированы грузовой и холостой барабаны лебёдки с гидроприводом от насосной станции ВПМ. Тросоёмкость барабанов может достигать 1 000 м и более.

Барабаны лебёдки смонтированы на платформе, которую можно развернуть на 180 градусов для трелёвки древесины с противоположной стороны.

Общий вид лебёдочной трелёвочно-погрузочной машины приведён на рисунке.

Лебёдочная трелёвочно-погрузочная машина
Лебёдочная трелёвочно-погрузочная машина

Технологическая схема освоения лесосек на базе тросовых трелевочных установок, исключающая строительство лесовозных усов, приведена на рисунке.

На технологической схеме приведены три варианта трелёвки деревьев к трассе лесовозного уса.

В первом варианте валка деревьев производится вальщиком 11 посредством бензиномоторной пилы, трелёвка деревьев к трассе лесовозного уса производится бесчокерной трелёвочной машиной 12 с канатным приводом.

Технология лесозаготовок на слабых переувлажнённых грунтах,  исключающая строительство лесовозных усов
Технология лесозаготовок на слабых переувлажнённых грунтах, исключающая строительство лесовозных усов

Во втором варианте валка и трелёвка деревьев к трассе лесовозного уса производится валочно-трелёвочной машиной 13 с канатным приводом.

В третьем варианте валка деревьев производится валочно-пакетирующей машиной 14, трелёвка пачек деревьев к трассе лесовозного уса производится трелёвочной машиной 15 с канатным приводом, оснащенной групповым (пачковым) захватом.

Освоение лесосек осуществляется по пасечной технологии в соответствии с типовыми схемами. В процессе трелёвки пачки деревьев укладываются комлями в непосредственной близости к трассе лесовозного уса. Может создаваться запас пачек деревьев так, чтобы исключить жесткую связь процесса трелевки древесины трелёвочными машинами и доставки ее по трассе лесовозного уса с лесосеки до погрузочного пункта, расположенного у ветки лесовозной дороги.

Доставка деревьев, стрелёванных к трассе лесовозного уса, на погрузочную площадку производится лебёдочной трелёвочно-погрузочной машиной на базе ВПМ ЛП-19 с грейферным захватом.

Лебёдочная трелёвочно-погрузочная машина 4 размещается на погрузочной площадке у ветки лесовозной дороги в створе трассы лесовозного уса. Грузовой и холостой канаты лебёдки прокладываются вдоль трассы лесовозного уса параллельно друг другу и подсоединяются к передней и задней частям бесчокерной трелёвочной машины 9 с канатным приводом, у которой демонтированы барабаны канатного привода. Посредством холостого и грузового канатов лебёдки трелёвочная машина перемещается по трассе лесовозного уса от трелёвочно-погрузочной машины до блока 7 и обратно. Набрав с помощью гидроманипулятора в коник пачку деревьев, трелёвочная машина доставляет её в зону действия гидроманипулятора лебёдочной трелёвочно-погрузочной машины и возвращается на лесосеку за очередной пачкой деревьев. Лебёдочная трелёвочно-погрузочная 4 машина посредством гидроманипулятора с грейферным захватом 5 при необходимости может рассортировать деревья пачки 17, укладывая их веером в пачки 18 в зоне действия гидроманипулятора, или погрузить их на лесовозный автопоезд 19.

Таким образом, создание трелёвочных машин с канатным приводом может обеспечить практически весь цикл лесосечных работ.

Лебёдочная трелёвочно-погрузочная машина на заготовке древесины

Трелёвочно-погрузочная машина на базе ВПМ ЛП - 19 может быть использована в качестве самостоятельного средства для заготовки древесины на лесосеках стандартных размеров. При этом трелёвочные барабаны лебёдки должны иметь соответствующую тросоёмкость. Трелёвка может осуществляться за вершины деревьев с использованием обычного тросочокерного оборудования. Машина позволит обеспечить трелёвку на любых переувлажнённых грунтах без нарушения их поверхности и загрязнения деревьев. Гарантированно исключается сезонный характер лесозаготовок. Это проверено на практике, поскольку таким же образом осуществлялась заготовка древесины трелёвочно - погрузочными установками ТПУ – 3.

Это технология чрезвычайно проста и может быть реализована в кратчайшие сроки.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что глобальное потепление происходит неуклонно и достаточно быстро. Поэтому проблема заготовки древесины на слабых переувлажнённых грунтах требует срочного решения.

Запрет на поставки в страну зарубежных лесозаготовительных машин требует ускорения создания отечественных машин. Для их создания необходимо в кратчайшие сроки возродить научно-исследовательский институт в Подмосковных Химках.

Спасибо, что дочитали до конца! В связи с современной обстановкой в стране изложенное в статье считаю чрезвычайно актуальным. Рекомендуйте своим знакомым.

Ставьте лайки, если согласны с идеей.

Убедительно прошу подписаться на канал, поскольку комментарии, в соответствие с новыми правилами Дзен, могут написать только подписчики канала. Широкое обсуждение проблемы крайне важно.

С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ