Многие из нас часто оказывались в неприятной ситуации, когда приходится потратить слишком много времени, чтобы звучать точно, как любимый гитарист. Ты играешь ноты в точном регистре с той же аппаратурой, но все равно звучит это как-то не очень похоже. Во многих случаях это происходит потому, что мы играем не на том же звукоснимателе, что и наши кумиры.
Было множество споров о нековом и бриджевом звукоснимателях и о том, какой из них лучше, но правда в том, что они оба слишком разные. Так что давайте погрузимся в уникальную вселенную разных звукоснимателей и поймем, как лучше использовать их в нашей музыке.
Что такое вообще гитарный звукосниматель и как он работает?
Электрогитара не способна самостоятельно генерировать звук, как это делает акустическая гитара. Звукосниматели на гитаре преобразуют колебания струн в электрические сигналы с помощью электромагнитной индукции.
Датчики обычно изготавливаются из ферритовых или AlNiCo-магнитов, вокруг которых намотана медная проволока. С помощью магнитного поля механическая энергия вибрирующих металлических струн преобразуется в звук после прохождения через усилитель.
Звукосниматели типа «сингл»
Гитары, такие как Fender Stratocaster или Telecaster, оснащены звукоснимателями с одной катушкой. Они имеют более яркий звук, обычно подчеркивающий высокие частоты.
Звукосниматели-хамбакеры
Однокатушечные звукосниматели обычно имеют в сигнале много "гула" и иногда могут быть довольно шумными в плане наличия фона и призвуков. В хамбакерных звукоснимателях две одинарные катушки соединены в обратной полярности. Такая конфигурация двойной катушки нивелирует шум, который может быть слышен на частоте 60 Гц.
В Gibson Les Paul традиционно используются хамбакеры, которые дают звук, более насыщенный средними и низкими частотами.
Переключатели звукоснимателей
Хотя гитары с одним звукоснимателем, такие как Fender Telecaster Esquire 1962 года, являются исключением, большинство гитар оснащены переключателями, которые позволяют выбирать между бриджевым звукоснимателем, нековым звукоснимателем или их комбинацией.
Независимо от того, сингл или хамбакер установлен в вашей гитаре, вы в любой момент сможете выбрать звукосниматели в соответствии с тем, какой звук вы хотите получить.
Некоторые гитары, такие как Fender Stratocaster или Telecaster, могут быть оснащены 5-позиционным переключателем, который позволяет очень гибко настроить режим работы датчиков. У других, таких как Gibson Les Paul, для этой же цели имеется трехпозиционный свитч. Обычно переключатели расположены на деке гитары, но их расположение и вид могут варьироваться в зависимости от конкретной модели.
Что важно понять сейчас: разные звукосниматели генерируют разный звук.
Нековый звукосниматель
Нековый звукосниматель – это тот звукосниматель, который ближе к грифу вашей гитары. В зависимости от того, какой у вас инструмент, это может быть как сингл, так и хамбакер. Над пяткой грифа струны имеют меньшее натяжение. Таким образом, нековые датчики генерируют звук, в котором больше выражены низкие и средние частоты. Тон получается густой, теплый и идеально подходит для гитарных соло или мелодических партий.
Smoke On The Water - Deep Purple
Эта композиция – как обряд инициации для гитаристов, когда они только начинают свой путь. Нековый датчик отвечает за придание этому культовому риффу зернистости в тоне.
Slow Dancing In A Burning Room - John Mayer
Благодаря нековому датчику Fender Stratocaster в тоне различима блюзовая теплота.
Blue Sky - The Allman Brothers Band
Хотя мы обычно ассоциируем нековый звукосниматель с такими гитарами, как Stratocaster или Telecaster, вы можете получить тон, который не будет мутным, даже на Les Paul.
Бриджевый звукосниматель
На вашей гитаре бриджевый звукосниматель расположен около бриджа. Струны у бриджа имеют большее натяжение, в результате чего тон гитары становится ярче и мощнее, с выраженными высокими частотами. Высокое сопротивление означает, что выход звука будет больше, чем у некового звукоснимателя.
Бриджевый звукосниматель отлично работает при игре риффов, пауэр-аккордов и т.д. В последующих разделах мы рассмотрим, какой звукосниматель использовать для той или иной части песни.
Welcome To The Jungle - Guns N’ Roses
Slash известен тем, что часто использует бриджевый звукосниматель на Les Paul для получения тембра, который пробивается сквозь другие партии в миксе. Хотя его гитара звучит тяжело, его тон также яркий и насыщенный высокими частотами.
Comfortably Numb- Pink Floyd
David Gilmour также широко использует бриджевый звукосниматель. Вы можете услышать, как он переключается во время соло в этой песне, чтобы сделать тон более ярким.
Didn’t It Rain - Sister Rosetta Tharpe
Известная как "крестная мать рок-н-ролла", Розетта Тарп, возможно, использовала бриджевый звукосниматель на Gibson SG, но чтобы получить этот тон, необходимо освоить ее уникальный стиль игры пальцами, который вдохновлял многие поколения музыкантов.
Центральные звукосниматели
Итак, мы знаем, насколько по-разному звучат нековый и бриджевый звукосниматели, но вы, наверное, задаетесь вопросом, можно ли как-то объединить эти два звукоснимателя? Средний звукосниматель в некоторой степени и представляет собой их комбинацию. Он имеет нейтральное звучание и не выделяет один конкретный частотный диапазон.
Их также можно использовать в комбинации neck/middle или bridge/middle для получения новых интересных тонов. Комбинация neck/middle дает чистый и упругий тон, не слишком пронзительный, в то время как звучание bridge/middle отличается атакой и теплотой.
Гитары с одним звукоснимателем
Хотя большинство гитар имеют 2 или 3 звукоснимателя, вы могли заметить, что на некоторые установлен только один датчик. Эти гитары, возможно, не обладают большой гибкостью в плане звучания, но чтобы имитировать звучание некового и бриджевого звукоснимателей в этих гитарах используется ручка "тон", которая может менять тембральный окрас выходящего из гитары сигнала.
На гитарах с одним звукоснимателем играли такие музыканты, как Кит Ричардс, Билли Джо Армстронг, Джоан Джетт, Марти Фридман и другие.
Факторы, определяющие различия в звучании датчиков
- Количество используемых проводов (обычно медных) различается в нековых и бриджевых звукоснимателях. Более широкие катушки придают звуку глубину и объем, в то время как узкие катушки делают звучание звукоснимателя более ярким. Толщина используемого провода также является важным фактором.
- Нековые звукосниматели работают с меньшим сопротивлением струн и, соответственно, с меньшей мощностью по сравнению с бриджевыми звукоснимателями. Это связано с тем, что струны вибрируют больше на грифе, чем на бридже. Бриджевые звукосниматели, как правило, имеют большую мощность, чтобы компенсировать меньшую амплитуду колебаний струн вблизи бриджа.
- Некоторые элементы, такие как сила используемых магнитов, корпус, в котором находится звукосниматель, и размер создаваемого магнитного поля, придают бриджевым и нековым звукоснимателям уникальные оттенки звучания.
Когда что использовать
У каждого гитариста свой взгляд на идеальный звук. Но поскольку бриджевый и нэковый звукосниматели дают радикально разные тембры, вот несколько лучших способов использования обоих:
Жанр: нековые звукосниматели лучше всего подходят для блюза и джаза, в то время как бриджевые звукосниматели более чаще используются в рок-музыке и металле. При этом нековые датчики обычно используются без дисторшена или со средним перегрузом, а бриджевые – с хай-гейн пресетами.
Тип гитары: на синглах, таких как на Stratocaster, бриджевый звукосниматель придает звуку больше тела, поскольку игра на нековом может звучать слишком высокочастотно. Для хамбакеров лучше всего работает обратное. Однако это вопрос личных предпочтений, и вам следует поэкспериментировать со всеми звукоснимателями на вашей гитаре, чтобы понять, какой из них подходит вам лучше всего.
Структура песни: бриджевые звукосниматели подходят для игры гармонических партий аккордами (то, что многие называют «ритм-гитарой»), в то время как нековые звукосниматели чаще используются для соло и лид-партий, игры на чистом звуке.
Другие факторы, определяющие звучание
В то время как звукосниматели закладывают основу вашего тембра, другие элементы цепи звукообработки, такие как усилитель или эффекты, также играют важную роль.
В зависимости от того, к какому звучанию вы стремитесь, лучше всего начать с выбора звукоснимателя, а затем внести коррективы в настройки усилителя и эффектов. Хотя здесь нет правильного или неправильного пути: чем больше вы будете экспериментировать с комбинацией этих трех способов, тем быстрее вы найдете идеальные настройки. Как только вы найдете свое коронное звучание, регулировка тембра станет мышечной памятью: независимо от того, записываете ли вы музыку или исполняете ее вживую.
Многие гитаристы сначала проверяют звучание усилителя на своих звукоснимателях, а затем настраивают эффекты или переключаются между звукоснимателями по мере необходимости. Это связано с тем, что изменение настроек усилителя в середине песни или выступления может радикально изменить общий микс, особенно если вы играете в группе. Это не идеально и непрактично.
Часто задаваемые вопросы
- Сколько звукоснимателей у гитары?
У разных гитар разное количество звукоснимателей. Обычно электрогитара имеет 2 или 3 звукоснимателя. Некоторые гитары также имеют только один звукосниматель. Они могут быть комбинацией SSS, SSH или даже HHH. (Здесь "S" означает сингл, а "H" - хамбакер).
- Могу ли я поменять звукосниматели на своей гитаре?
Да. Такие производители, как Seymour Duncan, EMG, DiMarzio и многие другие, выпускают звукосниматели, которыми вы можете заменить стандартные звукосниматели в зависимости от ваших звуковых предпочтений. Для начинающих лучше не пытаться заменить звукосниматели самостоятельно, а проконсультироваться с гитарным мастером. Он поможет понять, подходят ли датчики к гитаре, проведет всю подготовку к монтажу и сделает правильную коммутацию.
- Есть ли у акустических гитар звукосниматели?
Да. Как и у электрогитар, звучание акустических гитар можно усилить. Некоторые модели оснащены звукоснимателями. Однако если вы планируете установить пьезо-датчик или темброблок, то помните, что они могут изменить звучание гитары, поскольку вы вносите изменения в корпус. Микрофонный звукосниматель – это всегда более надежный вариант.
- Какие звукосниматели бывают у бас-гитар?
Бас-гитары обычно имеют 2 звукоснимателя, которые могут быть с одной или двумя катушками. Как и в электрогитарах, вы можете переключаться между нековым и бриджевым звукоснимателем, чтобы настроить необходимый тембр.
- Для чего используется ручка тон на гитаре?
Ручка тона определяет частоту вашего звука. Более низкий уровень понижает высокие частоты и делает звук более тяжелым, в то время как более высокий уровень усиливает высокие и средние частоты.
- Почему некоторые звукосниматели расположены под углом?
Угловые или наклонные звукосниматели обычно дают нам больший контроль над низкими струнами. Они усиливают высокие частоты в высоких струнах и низкие в нижних. Обычно однокатушечные звукосниматели располагаются под углом к бриджу. Положение звукоснимателя влияет на его тон, но очень незначительно.
Заключительные мысли о подборе звукоснимателей для нека и бриджа
В то время как самоотверженная практика является ключом к тому, чтобы стать хорошим гитаристом, понимание своего инструмента – это то, что сделает вас поистине великим гитаристом. Поскольку каждая гитара уникальна, как и сам музыкант, проведите некоторое время, играя с различными комбинациями звукоснимателей на вашей гитаре.
Лучший способ понять разницу между нековым, бриджевым и средним звукоснимателями на гитаре – подключить ее к усилителю или DAW без каких-либо эффектов. Услышав сначала варианты чистого звучания, вы сможете не только оттолкнуться от них, но и понять, какой из них лучше всего подходит к вашей музыке.
Если вам неудобно переключать звукосниматели, и вы предпочитаете какой-то один, то это совершенно нормально. В конце концов, если вы довольны звучанием и получаете удовольствие от игры, то и ваши слушатели получат удовольствие!