В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
…Утром открываем дверь в своей хибаре, а в нескольких метрах волк сидит, и спокойно, не моргая смотрит на нас. Ну жутко просто!
-Ща я его добуду. –шепчет мне Фёдор. –Ты только потихоньку назад залазь.
Пока Федя доставал и заряжал обрез, волк слинял, только многочисленные его следы вокруг нашего иглу осталось. После этого без обреза мы вообще из своего укрытия не выходили. За еду мы были спокойны, мяса, которое Фёдор предусмотрительно сложил в большой деревянный ящик, прихваченный им на метеостанции, он ещё и крышку заколотил гвоздями, у нас было много. Да и других припасов у нас хватало, а вот чего не было так это времени! Зимник вот, вот мог превратится в ничто!
Лёд долбим по очереди: один долбит, другой караульную службу с обрезом несёт, потом меняемся. Ночью снова мороз ударил. Сварили кофе на керосинке, поели мясо с хлебом, сваренное в кастрюле на костре, и к КамАЗу лёд долбить. Ветер на реке начался так просто ужас! Из спортивных шапочек сделали себе что-то типа масок, сверху шапки ушанки. Выскочим из иглу, немного поработаем, и бегом обратно в шалаш греться.
«Урал» остановился, шофёр из кабины вылез и к нам:
-Парни вот держите, чем могу. – и протянул несколько сухих пайков.
-Спасибо! С продуктами порядок у нас.
-Топливо есть?
-Тоже есть, только дрова быстро улетают.
-По рации покричу, помогут. Извиняйте, тороплюсь. –и бегом к «Уралу».
Чуть позже ЗиЛ-131 остановился, за ним ещё два подъехали, это геологи. Пригласили нас к себе в кунг. Накормили полноценным горячим обедом, да ещё настоящим кофе угостили. По своей рации передали что нам дрова нужны.
А ещё подарили нам самодельный керогаз, сделанный из бидона. Три широкие щели, в них асбестовые фитили, внутрь можно наливать любое горючее. Сверху можно поставить кастрюльку или котелок. На этом керогазе мы варили потом и варили оленя, которого у манси выменяли за волка. И ели горячее мясо с бульоном. Этот незатейливое блюдо нас очень выручало.
Начались сумерки, и мы с Фёдором залезли в наш шалаш. И тут кто-то постучал.
-Входите.
Вваливаются три мужика.
-Привет зимовщикам! Не голодаете?
-Нет, нормально, всё есть.
-Но все равно держите. –оставили нам тушёнку и гречневую кашу с мясом в банках, да ещё и добрый кусок брезента притащили.
Познакомились с ними: Игорь, Глеб и Роман, они уходят домой на Юг. А ещё они скинули нам три бревна, Игорь принёс бензопилу и моментом распилил брёвна на чурки.
-Ну вот вам ещё дрова, грейтесь.
-Спасибо мужики, от души!
-Ладно шагнём мы, вот вам на всякий случай ещё особое горючее. -и положил рядом с продуктами бутылку спирта.
Утром проснулись, а за дверью туман, на градуснике, что с КамАЗа принесли, -44! Да ещё и вокруг шалаша новые волчьи следы, но самих волков не видать. Хорошо, что у нас есть обрез, с ним немного, а всё же спокойнее.
Хоть и мороз, но зато лёд долбить можно сильнее, колёса мы почти-что освободили. Теперь надо аккуратно отдолбить от льда раму и мосты, главное ничего не повредить. Приходится нырять под машину и отбивать лёд снизу, неуютно там себя чувствуешь. Лишь бы не прихлопнуло восьмистопным КамАЗом!
Работаем с Фёдором по переменке. Кто-то остановился. Колонна полноприводных «Бычков», видели мы их как-то. За ними три ГАЗ-66 дизельные, два ЗиЛ-131 с «бычковскими» кабинами. Знакомимся. Это геологи из Воронежа. Они выходят.
За сезон они загнали на Север буровые, завезли продукты и топливо, летом будут бурить. Теперь выходят на большую землю. Машины у них почти новые. Пригласили они нас к себе, сидим в кунге «Бычка» и слушаем новости зимника:
…-Тут вообще, не так давно, трагедия произошла жуткая!
-А что случилось?
-Две недели назад КамАЗ частный на Север в одного шёл. И что-то у него сломалось, короче встал он.
-Да, водитель сначала пытался починить машину. Но что не получалось у него, он стал греться чем мог, всю горючку сжёг, а потом очередь и до колёс дошла.
-А в оконцовке руки на себя, от безысходности, наложил!
-Так его и нашли в петле на стойке зеркала.
-А что же он никого не остановил?! –удивился Фёдор.
-А кого? Зимник закрыт был, сначала мороз, а потом метель сильная началась. Один он был тогда на зимнике.
-Эх ему бы ещё сутки продержаться, но… Царствие небесное ему.
-А КамАЗ его потом утащили, мотор у него заклинил.
Мы помолчали. Очень жаль человека. А как его можно осуждать? Грех конечно же он совершил, но люди все разные, что у него тогда в душе и голове творилось сейчас уже никто не знает. Да и ситуации всякие бывают. У нас самих ситуация вон тоже аховая, но нас двое! И спасибо Коллегам которые помогают нам всем чем только можно!
Попрощались с мужиками и в свой шалаш пошли спать, завтра снова с утра по раньше под КамАЗ. Керосинку немного ещё усовершенствовали: из сетки фильтра скручиваешь цилиндр при помощи проволоки и на керосинку, так она больше тепла даёт. Ставим её на пол шалаша и тепла нам от неё хватало…
Наконец мы машину освободили от льда. Выход продолбили. Проверили тосол и масло, долили немного. Пробуем запуск… Удивительно, но мотор с пол-оборота завёлся! Воздух накачали, начинаю трогаться, но все попытки тщетны: буксует КамАЗ на чистом льду и подсыпать под колёса нечего, цепи тоже не помогают.
-Гриша всё хорош! Не рискуй, а то не дай Бог лёд порвём, и вода пойдёт или вообще провалимся!
-А что делать будем?
-Ждать, лезь в кузов доставай трос и крепи его за крюк.
Я так и сделал, остаётся только ждать, как назло поток машин иссяк. Только ночью остановился знакомый нам «Форвардер» бензовоз. А на нём наши старые знакомые манси! Ну это сыновья Павла. Немного поговорили, эти двое вообще немногословные и эмоциональностью не страдают. Зацепили трос, Форвардер» буксует и так, и сяк, но пустой вообще нас взять не может!
В темноте с Юга свет фар показался, и гул большого дизеля, даже и не понять по звуку что это, по очертаниям что-то ну очень большое! БАЗ буровая установка, поодаль от нас остановился.
-Что мужики, помощь нужна?
-Да вот надо КамАЗ вытащить, «Форвардер» пустой не может взять.
-Давайте я попробую.
-Смотри близко не подъезжай, лёд в этом месте ненадёжный.
-А я и не буду близко подходить, хватайте трос от лебёдки и тащите к своему КамАЗу.
Никогда бы не подумал, что у него такая большая лебёдка и трос такой длинный. Аккуратно, не спеша, за один раз, БАЗ нас лебёдкой и вытянул из западни! Мы с Фёдором, двое манси и шофёр собрались у БАЗа «перекурить».
-Вы парни на своём бегунке возвращайтесь в Хулимскнт. –советует Коля (водитель с БАЗа).
-А что так?
-Не прорвётесь вы, впереди вообще уже река, а не зимник, «Уралы» и те уже с трудом прорываются. И лёд трещит, я на БАЗе пару раз чуть под воду не ушёл! С Хулимсунта уйдёте на Игрим или на Светлый. Ну там уже спросите, вам подскажут как на Юг можно прорваться.
Попрощались мы с Колей. Мощно, басом заговорил большой дизель и БАЗ тяжело пошёл на Север. Оба манси с нами ещё постояли, мы с ними привет для Павла, ну и всей родне передали. Они тоже укатили.
Собрали мы все свои пожитки, и поехали в обратную сторону, на Север. Аж не верится, что мы снова едем! Человек же ко всему привыкает, вот и мы почти что привыкли к жизни в шалаше, и ежедневной долбёжке льда. Настроение впервые, за всё время вынужденной зимовки, у нас немного поднялось.
В Хулимсунт мы приехали в 5 утра. Здесь хоть и плохая, но есть сотовая связь. Чуть погодя я дозвонился родителям, успокоил их что всё у меня просто отлично, конечно же и словом не обмолвился о нашем приключении. Фёдор домой жене тоже сообщил что жив и здоров. После я в АТП дозвонился, по-моему в диспетчерскую, доложил что едем обратно, но проблемы с зимником, и чтобы нас не теряли…
Продолжение следует. Первую часть читать здесь:
Автор сюжета Григорий Гусаров.
***
Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!
Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.