В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
…-Припозднились вы мужики, ну да ладно, обратно на легке по-любому проскочите . –сказал Гена дизелист, пока мы втроём шли на метеостанцию.
-Надеемся на это.
-Проходите, сейчас я вас свежим мясом накормлю, мы тут по случаю разжились.
На столе появилась большая миска с кусками отварной оленины. Я сбегал в кабину за НЗ. Всё брать не стал прихватил одну бутылку «Кристалла» на кедровых орешках. Сидим за столом, культурно так, разговоры ведём, «кедр пилим»
...-А мы же тут с Фёдором случайно волчару матёрого КамАЗом сбили!
-Поди там и бросили? Эх зря!
-Почто бросили? Нет, Фёдор его освежевал, в кузове он лежит, и шкура там же.
-Ну это вообще класс! Его же у манси можно на целого оленя поменять! Если они конечно объявятся в ближайшее время, хотя должны.
В этот же день метеоролог запросил автокран у геологов. Ждём, отсыпаемся, сил на обратную дорогу набираемся. На следующий день приехали манси. Гена им про волка рассказал, те заинтересовались, пошли к КамАЗу показали им трофей наш.
-Хорош однако, не старый, и шкура не попорчена. –оценил один из манси.
-Так мы его просто машиной сбили, вот и целый.
-Один олень хватит за него? –спросил второй манси.
-Пойдёт. –ответил за нас Гена.
Манси уехали, а ранним утром привезли в прицепе «Бурана» целую тушу оленя! Обмен совершён. Дизелист разрубил её на четыре части, нам отдал три части. Мы в отказ:
-Гена так не пойдёт, делим пополам.
-Ну нет, ваша добыча, вам и большая доля положена.
Уговорили его взять половину, но он всё равно по-своему поступил, взял более меньшую часть, переднюю. Снова спим. Автокран пришёл только через двое суток, сгрузил ящики. Метеоролог по рации сделал запрос о ледовой обстановке.
-Парни лёд крепкий, около метра, а кое-где и метр с хвостиком.
-Ну вообще нормально, нам порожняком хватит.
-Конечно, но смотрите местами уже и вода сверху появляется, не торопитесь воду с налёту проходить, кто знает, что под ней.
Вышли они нас проводить, Фёдор с ними покурил.
-Удачи вам мужики! –пожал нам руки Гена с метеорологом.
-И вам хорошего сезона.
Прощальный гудок «воздушком», правый поворот, выходим на дорогу, и газу. Мороз небольшой, но он есть. КамАЗ пустой весело бежит, да и дорога домой она всегда веселее и короче должна быть. Но чем дальше на Юг уходим, тем больше тревога одолевает. Такое чувство, как будто с каждым километром теплее становится.
За Хулимсунтом уже и оттепель началась. Ещё примерно триста вёрст пробежали в лёгкую, тепло! Дошли до Саранпауля, и сразу же спать. Утром проснулись, а за окном снег идёт, вот его сейчас только и не хватало! На градуснике -10, да ещё и ветер начинается. На скорую руку перекусили, и рванули вперёд.
А погода всё больше портится, снег не успокаивается, да ещё и ветер этот, того и гляди в ураган превратится. Моя очередь, я за рулём. В двух местах зимник вскрылся в колеях воды почти по полуоси. КамАЗ в колее швыряет, как катер на волнах.
Так мы весь день по воде шлёпали. Такая езда выматывает не меньше чем на гружённом КамАЗе с прицепом. Темнеет. Едем молча, оба напряглись, нервирует такая дорога. Фары включил, слева большая полынья, а в ней след от колёс обрывается. Страшно! Не уж-то кто-то с концами в неё ушел?!
Лёд, с наступлением темноты ещё больше трещит, или это уже от нервов так кажется. Сбрасываю скорость до второй повышенной. Чисто инстинктивно жмусь ближе к берегу, вроде там безопаснее должно быть. Фёдор курит чаще обычного, волнуется, но внешне это и не заметно, только поза напряжённая, и смотрит неотрывно на дорогу, если это можно назвать дорогой.
Грохот как из пушки! Этот звук мне и сейчас сниться, особенно когда кошмары во сне приходят. Перед грузовика вверх подбросило, и тут же КамАЗ ухнул вниз! Грохот! Треск! На мгновение у меня дыхание перехватило и в глазах потемнело. Я так и не понял от страха, или именно от удара, всё же молниеносно произошло.
КамАЗ стал, как в замедленной съёмке, на правый бок заваливаться.
-Федя прыгай! –заорал я так, как никогда этого не делал.
А он молчит и только сильнее за панель схватился. Видать его поведение меня махом в чувство привело. Стоп, надо пытаться вырваться. Вперёд пути нет, врубаю заднюю, плавно пытаюсь выехать назад. КамАЗ буксует, но идёт! Ну давай родной! Ну ещё маленько!... Не подведи КамАЗик, пожалуйста дорогой!... Фёдор под нос что-то тоже шепчет… Поздно! Машина села полностью на все три моста, и не вперёд не назад.
-Всё Гриша, без помощи нам не выбраться, пока время есть эвакуируемся, а то, кто его знает что там под нами: бульк и всё.
-Да я уже понял.
Спокойно глушу мотор, собираем все свои пожитки, продукты. Фёдор свой обрез из-под спальника достать не забыл. Ещё раз всё проверили, не забыли чего. Вырубаю массу, покидаю машину. Картина маслом: колёс не видно под месивом льда и воды, которое скоро в лёд превратится, а морозец как назло крепчает. КамАЗ слегка на правую сторону завалился. Фёдор в кузов полез.
-Ты что там забыл? Мясо что ли? Не испортится оно.
-Ща увидишь. –и начинает скидывать листы фанеры и какие-то брусочки.
Вспомнил, он же их на метеостанции подобрал, ими был высотометр упакован. Вот откуда он мог знать, что они нам могут пригодится?! А всё проще оказалось, как Федя потом сказал: домой хотел забрать, в хозяйстве всё пригодится.
Дотащили мы все свои вещи до берега. Из этой фанеры собрали что-то типа шалаша, во внутрь матрасы и вещи свои затащили, а шалаш ещё и снегом закидали, получилась пародия на иглу. На верху нашей хижины «дяди Тома» щель мы оставили, ну чтобы не угореть. Да ещё и дверь плохенькую из фанеры и брезента сделали.
Была у нас керосиновая лампа, переделанная под горелку, ну типа каталитического горения, вместо стекла цилиндрик из мелкой сетки, и как таганок. Свет слабенький, но зато можно еду разогревать, и какое никакое, а тепло всё-таки идёт. Чего, чего, а керосина у нас много, на долго хватит. Сидим молчим, на огонёк смотрим ждём, когда чай в кружке закипит. А мороз ночью, зараза, за сорок точно придавил. И ни одной машина в эту ночь так и не прошла!
Утром лёд плотно сковал нашего КамАЗа. Делать нечего надо начинать машину из ледяного плена освобождать к вечеру начинаем ломом лёд потихоньку долбить. Но тут тоже надо осторожно работать, чтобы ненароком не пробить лёд до большой воды, а то вся работа насмарку. На следующий день, в обед, чуть ли не оттепель началась.
Грузовики почти что все порожние на Юг спешат. Каждый останавливается и что-то оставляет нам: тушёнка, хлеб, спички, спирт... И один вопрос: «чем ещё помочь?» А чем тут поможешь? Пока машину из ледяного плена не освободим никто не поможет, да и почти все пустые сейчас идут.
Единственное чего у нас нет так это дров, что бы костёр развести, да еду варить, на керосинке этого не сделать. Кто-то из парней по рации прокричал что нам нужны дрова. Ночью остановился ГАЗ-66 геологов и насыпал перед КамАЗом хорошую кучку дров! И без слов укатил на Север. Время сейчас такое что каждый час дорог, весна наступает!
На дальнем берегу из под снега чахлые кустики торчали. А на самом верху росли огромные кедры, естественно нам их не срубить. Да и если бы срубили, то таскать ну очень далеко, да ещё и снег местами по грудь был на том берегу. Дрова жгли вперемешку с досками от бортов, которыми мне борта ещё летом нарастили…
Продолжение следует. Первую часть читать здесь:
Автор сюжета Григорий Гусаров.
***
Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!
Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.