В мае и июне 2022 года в Кемерове проходит театральный фестиваль "Главное событие". Все внимание организаторов и экспертов фестиваля сфокусировано на актерском мастерстве кузбасских артистов.
Спектакль "История от Матвея" вызывает сильный отклик у зрителей от восторга до горьких сожалений об ушедшей трагичной эпохе. Конечно, работа драматурга и режиссера раскрывает ситуацию выбора между свободой и жесткостью работающих систем. Но при всей актуальности основного конфликта спектакля для зрителя в зале особым притяжением становится проживание актерами судеб своих героев. В спектакле можно увидеть целый ряд блистательных актерских работ. Роман Монадышев, Софья Чинкова, Дарья Мартышина, Иван Крылов, Роман Орлов, Олеся Шилова, Михаил Быков, Владимир Волков, Устинья Шокина, Юрий Алсуфьев, Кирилл Гоммершмидт, Антон Остапенко и другие актеры создали талантливый слепок эпохи распада СССР. Но в этом тексте я постараюсь описать зрительские впечатления от актерской работы Натальи Измайловой.
Наталья Измайлова (Зоя Петровна) предстает перед публикой в первый раз на трибуне. Она энергично, громко произносит речь об агрессии в отношении нашей страны и ответственности каждого гражданина (даже первоклассника) противодействовать этой агрессии. Тираническая сущность героини Натальи Измайловой проявляется с первых же фраз. Попросив детей расчитаться "на первый-второй", она безапелляционно заявила, что "первые" станут отличниками а "вторые" - двоечниками. Сцены знакомства с классом и воспитательные методы Зои Петровны вызывают у зрителей страшные детские воспоминания о жестокости советской воспитательной системы. Наталья Измайлова гиперболизирует тиранию учителя металлом в голосе, чеканной походкой бывшего военного (Зоя Ивановна фронтовичка), использованием указки как орудия наказания. Характер тиранической первой учительницу актриса подает через призму восприятия семилетних детей. Конечно, зритель, провалившийся в детские воспоминания, не сразу понимает, что актерская игра нацелена не на реалистическое отражение характера Зои Петровны, а на вскрытие его собственных старых детских травм.
Далее рисунок роли выходит в более реалистическое русло. Героиню Натальи Измайловой ожидает череда ударов по самооценке и положению в школе. Апофеоз либерализма школьной власти и кризис собственных жизненных ценностей героиня Натальи Измайловой пережидает, вжавшись в неудобной позе внутри трибуны. В этой позе уязвленную и, казалось бы, поверженную ее представляют зрителям и ученикам.
Возрождение и обновление мировоззрения у Зои Петровны отражается в легких, залихватских интонациях в голосе и спрятанной указке в рукаве. Беззаботный тон ее фраз о том, что дисциплина в школе теперь ее мало волнует, сменяется на жесткость и чеканность в голосе, когда она сообщает об обязательных читательских днях для всех школьников в будущем.
Центральной, для понимания характера Зои Петровны, стала сцена, в которой героиня Натальи Измайловой включается в ситуацию грозящего дипломатического конфликта и предотвращает его. Опять актриса играет на контрасте голосовых модуляций. Сначала командным голосом убеждает всех в своем варианте развития событий. А потом, подходя к каждому ученику, назидательно и вкрадчиво пророчествует будущее. Конечно, в этом пророчестве есть рефрен предсказаний Алисы из фильма "Гостья из будущего". Но сам тон голоса направлен не на смысл предсказания, а на утверждение права на светлое будущее (ключевое слово - светлое). Потребность проживать жизнь достойно, невзирая на трудности, - основная доминанта характера героини, которую раскрывает актриса. Это еще рельефнее видно в сцене поминовения убитых учеников, когда фигура Зои Петровны превращается в величественный мадригал скорби и достоинства.
Человеческие характеристики женщины, лишенной мужского внимания, проявляются в образе Зои Петровны в сценах, где ее "окучивает" директор школы, герой Александра Емельянова. Переходы от несгибаемости позиции сюрреалистического тирана к растерянности немолодой женщины делают образ Зои Петровны более реалистичным.
Драматург Нина Беленицкая определила жанр пьесы как "спектакль-концерт". В череде сменяющихся эпох, неизменный образ Зои Петровны является фигурой, придающей ритмичность и связность спектаклю. Каждое ее появление на сцене означает замедление, смену эмоций, завершенность события.
Внешний облик Зои Петровны подтверждает образ "человека в футляре". Ее классический серо-коричневый жакет и юбка, зачесанные волосы завершают образ советского "сухаря". Со школьниками она говорит кратко, назидательно, со смысловыми ударениями.
Ростки человечности Зои Петровны проявляются в изменении голосовых модуляций, мимолетной теплоте во взгляде.
На протяжении спектакля она сначала голосом уничтожает, а потом старается возродить к будущему. Но зрителю этого достаточно, чтобы распознать глубину героя и его развивающийся характер.
Во время спектакля зрители переживают гамму непрожитых чувств, всплывают воспоминания, надежды, разочарования. Эффект актерской игры Натальи Измайловой проявляется в том, что большинство зрителей, выйдя из зала, вспомнят своих школьных тиранов - учительниц, директоров, завучей. Как они там? Живы ли они? Сохранили верность тем идеалам, которым учили нас?