В России успешно испытали новые двигатели для ракет сверхлегкого класса и ядерного буксира. А также разработали инновационную технологию ракетного топлива. Об уникальном двигателе, преимуществах и недостатках нового топлива для ракет расскажем далее.
Прорыв в космической сфере
Согласно заявлениям официальных лиц, речь, скорее всего, идет о клиновоздушном ракетном двигателе. Его начали разрабатывать несколько лет назад. В 2020 году сообщалось об огневых испытаниях. Создание лётных образцов двигателя ожидается к 2025 году.
«Испытания широкодиапазонного двигателя для ракет-носителей показали преимущество по удельному импульсу разработанной схемы перед традиционными жидкостными ракетными двигателям с соплом Лаваля на высотах до 20 км», — сообщил Игорь Волобуев, глава компании «ВНХ-Энерго», которая тестирует двигатели.
Если всё так, то это настоящий прорыв. Его можно сравнить с первым полетом человека в космос. Однако эта тема требует более детального изучения. Мы подробно раскроем ее в одной из следующих статей.
Новая схема топлива
В новом двигателе и в качестве окислителя, и в качестве восстановителя используется газ. В российских ракетах же традиционно используется пара кислород+керосин, то есть газ+жидкость. Схема кислород+водород в последние годы активно используется в других странах.
«Мы провели большую работу по подготовке. Наше предприятие успешно продолжает наземную огневую отработку кислородно-водородного двигателя, который обеспечит повышение энергетических характеристик ракеты, а также сможет найти применение в других перспективных проектах», — сообщил Сергей Ковалёв, директор КБХА.
Российский IT-стартап SFERA открыл прием заявок на регистрацию. Разработчики готовят обновленную версию продукта и благодарят за поддержку. Следите за новостями и узнавайте подробности по ссылке.
Недостатки водорода и преимущества пропана
Несмотря на преимущества (экологичность и удельный импульс), у водорода есть один существенный недостаток — низкая плотность. Вероятнее всего, с пропаном в качестве топлива сверхлегкая ракета могла бы быть более эффективной. Пропан намного дешевле водорода, и его плотность во много раз больше.
Возможно, российские разработчики нашли способ, как увеличить эффективность водорода в паре с клиновоздушным двигателем? Подробностей по этому вопросу пока нет.
Проект «Космос 2.0»
Разработка новых двигателей входит в проект «Космос 2.0». Согласно ему, для выведения груза до 250 кг на околоземную орбиту создаются малые разгонные блоки.
Преимущества широкодиапазонного двигателя в том, что он способен работать одинаково эффективно как на Земле, так и в космосе. При полёте двигатель формирует компактную струю. Она не загрязняет приборы спутника и элементы конструкции, так как давление на срезе сопла примерно равно давлению окружающей среды.
Разработка малых разгонных блоков ведётся в рамках реализации проекта по выстраиванию на орбите многоспутниковых группировок. Они состоят из телекоммуникационных аппаратов и спутников дистанционного зондирования Земли.
Главная задача проекта — повышение обороноспособности страны. Спутники также будут решать задачи в сфере сельского хозяйства, геодезии, картографирования и мониторинга поверхности планеты.
«Пока в планах разработчиков — создать экспериментальные стендовые образцы основных систем — в 2023 году, опытный образец малого разгонного блока — в 2024 году, лётный коммерческий образец — в 2025 году», — сообщили в пресс-службе.
Как считаете, смогут ли российские разработчики добиться успеха в указанные сроки, учитывая, что они уже работают над полностью отечественной компонентной базой? Какой вид топлива всё-таки получит новая российская ракета?
Автор:
Полина Кабазина
Рекомендуем похожие статьи про развитие космоса в России:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #россия #космос #энергетика #ракетостроение