Найти в Дзене
Надюшка-путешественница

"Последние из могикан": в средневековом башенном "мегаполисе" Эгикал в горной Ингушетии до сих пор живут люди!

Побывали недавно в потрясающем месте горной Ингушетии - природном заповеднике "Эрзи", где на священной горе Цей-Лоам возвышаются гигантские циклопические башни средневековых поселений Эгикал, Хамхи и Таргим, в одном из них до сих пор продолжают жить потомки древних галгаев - строителей башен и крепостей. Это музей под открытым небом, обладающий невероятной энергетикой, настоящее "место силы", не только притягивающее к себе туристов, но и являющее "родовым гнездом" многих известных ингушских семей, имеющих здесь свои корни...

Попасть в Эгикал - крупнейший средневековый город, достаточно хорошо сохранившийся в Таргимской котловине Ингушетии среди горных вершин, можно двумя путями: по дороге, ведущей из Магаса, или же через Владикавказ.
Мы проехали от Владикавказа по Военно-Грузинской дороге пару десятков километров и свернули в Джейрахский район,

-2

где на КПП Эзми нас ждала серьезная проверка, ведь здесь проходит граница между Северной Осетией и Ингушетией - вроде бы территория наша, российская, однако строгости здесь еще те...

-3

В автобус зашли пограничники и у КАЖДОГО!!! внимательно проверили документы. На территорию горной Ингушетии допуск без ограничений возможен только для граждан РФ по предъявлению паспорта, для остальных необходим пограничный пропуск, который оформляется за пару месяцев до поездки. Иностранцев среди нас не было, поэтому после проверки нас отпустили на все четыре стороны на встречу с горными вершинами и старинными башенными комплексами.

-4

Проехав Джейрах, горнолыжный курорт Армхи и еще пару небольших аулов, последним из которых был Гули, мы попали в чудный мир горной Ингушетии, где среди звенящей тишины слышен лишь шум горной реки, жужжание пчел и пение птиц... Вокруг на десятки километров - ни души!

Пока добирались до Эгикала, на трассе не встретили ни одной машины!

-5

Здесь не ловит мобильная связь - а зачем? Ведь в этой местности фактически никто не живет, лишь чабаны перегоняют на стойбища стада коров и баранов, по изумрудный склонам гор бродят дикие лошади, да редкие туристы приезжают полюбоваться на космическую красоту этих мест.

-6

И вот, наконец, красавец Эгикал!

-7

Построенный в XI веке, в эпоху Средневековья, он был крупнейшим центром не только в Таргимской котловине, но и на всем Кавказе - здесь пересекались торговые пути, ведущие с востока на запад и с севера на юг и даже пролегал участок Великого шелкового пути, что способствовало развитию здесь торговли и ремесел.

-8

По преданию основание Эгикала связывают с Элбердом - отцом троих сыновей: Эги, Хамхи и Таргимом. Все они были родом из местного племени, называвшего себя галгаи, которое поселилось в глубокой древности на территории Таргимской котловины, считающейся колыбелью ингушей. По желанию отца Эги, Хамхи и Таргим должны были построить себе родовые поселения, но в итоге старший сын остался жить в отцовском селении Эги, средний сын выбрал место на склоне в двух верстах к юго-востоку от Эгикала и воздвиг там родовые башни Хамхи, а младший, Таргим, построил свой замок на правом берегу реки Ассы. Так в этой местности появились три древнейших аула: Эгикал, Таргим и Хамхи, а район этот до сих пор называют «местность трех башенных селений».

-9

На склоне горы Цей-Лоам сегодня разбросаны десятки башен больших и не очень - всего около 90 каменных объектов разной степени сохранности. Согласно преданиям, в годы эпоху рассвета Эгикала по периметру аул опоясывало двойное кольцо мощных оборонительных стен, которые сейчас, конечно же, уже не сохранились...

-10

Самый доступный строительный материал в горах - камень, поэтому все здания в Эгикале и окрестных аулах возводились по так называемой циклопической технологии - из больших каменных глыб, соединенных между собой известью, замешенной на яйцах - такие строения веками могли стоять не разрушаясь..

-11

Интересных факт: в горах всегда было мало земель, пригодных для земледелия, поэтому они были на весь золота, дома старались возводить на скальных уступах и строили их в основном в высоту, а не в ширину, именно поэтому здесь так распространены башенные строения.

Перед тем, как возвести башню, тщательно выбирали место: на выбранном участке разливали молоко, если оно не просачивалось в землю, начинали строительство, в противном случае рыли до скального основания, ведь древние галгаи - строители башен - не заливали фундамент, а считали, что самым надёжным основанием для башен могут быть только скалы!

-12

Галгаи возводили на три вида башен: боевые,

-13

полубоевые и жилые. Первоначально аулы состояли только из жилых башен - гал. Это были двух- или трёхэтажные прямоугольные строения с плоской крышей и каменным столбом по центру, на котором крепились этажные перекрытия.

-14

Каждая гала принадлежала определённому роду - именно поэтому сейчас на территории Ингушетии все башни именуются по фамилиям семей, живших в них. На первом этаже жилой башни держали скот,

-15

а на верхних жили несколько родственных семей.

-16

Вещи хранили в нишах толстых каменных стен, топили по-чёрному, готовили на открытом очаге.

-17

При этом очаг и цепь, на которую подвешивался котёл, считались священными - все важные решения принимались у очага, а цепь являлась семейной реликвией.

Рядом с жилой башней строили полуподземный или надземный склеп.

-18

Кстати, подобные склепы были построены в древности и в Приэльбрусье, читайте:

Гала на протяжении многих веков была своего рода семейной усадьбой, где поколения одного и того же рода сменяли друг друга. Кстати, жилую башню нужно было обязательно построить за один год, иначе род считался слабым и терял уважение в ауле.

-19

Жители одного аула были практически родственниками, даже, если они состояли в разных родах. Они входили в один тейп - своеобразное объединение людей по родству: в нем объединялись представители нескольких фамилий или выходцы из одной исторической местности. Согласно ингушским традициям, представители тейпа - практически семья, связанная одной историей, родство по тейпу необычайно важно для ингуша: «однотейпчане» всегда могут рассчитывать на поддержку друг друга.

При знакомстве в Ингушетии часто задают вопросы: какой у тебя тейп? Какая фамилия? Откуда ты и кто твой отец? Делается это, чтобы установить возможную родственную связь.

Со временем отношения в древнем ингушском обществе стали меняться и появились междоусобицы, что привело к появлению нового типа башен - полубоевых. Они тоже назывались галами и походили на обычные жилые башни, но были лучше приспособлены для ведения боя и обороны аула. В них появились ниши для стрельбы из лука и особые «балконы», с которых удобно было сбрасывать на врагов камни или выливать кипяток.

-20

Позже появились и настоящие боевые башни - воув - высотой около 20 метро. Квадратная военная башня имела 5-6 этажей и особую пирамидальную крышу. В ней был только один вход, ведущий сразу на второй или третий этаж, на первом этаже держали пленников. Забирались в башню по приставной лестнице, которую можно было убрать в любой момент и не допустить врага внутрь. Чем выше был этаж башни, тем больше она сужалась - ширина последнего этажа боевой башни, как правило, был в два раза меньше первого: при осаде, когда противник завоёвывал один из этажей, обороняющиеся поднимались выше и баррикадировались там. Чем уже были стены, тем сложнее врагам было атаковать.

-21

Имея достаточный запас воды и еды, башни могли выдерживать длительные осады. В Средневековье и более поздние времена они играли важную стратегическую роль: размещаясь по периметру аула, на пересечениях дорог, у входов в ущелье, они стояли в самых высоких точках долины и защитники башни с ее верхней точки могли подавать сигналы факелами от аула к аулу о приближающейся опасности .

-22

До XVIII века воувы были практически неприступны, даже если врагу удавалось захватить одну башню, её защитники по навесным мостам перебирались в другую и занимали оборону там. Но с распространением огнестрельного оружия, боевые башни галгаев утратили свою неуязвимость и их перестали строить.

Вплоть до 1944 года Эгикал был многолюдным аулом, пока ингушское население во время массовой депортации не было выселено с этих земель в Казахстан и Киргизию... Знакомая история, та же участь постигла в 40-е годы прошлого столетия и балкарский народ, живший когда-то веками в в Приэльбрусье, читайте об этом:

После смерти Сталина депортированные народы стали постепенно возвращаться на историческую родину, однако жить в своих родовых аулах им было запрещено. Поэтому Эгикал сегодня находится фактически в полном запустении. В заброшенном всеми ауле, бывшем некогда самым крупным средневековым ингушским "мегаполисом", сохранилось 6 боевых башни, из которых одна целая,

-23

5— полубоевых,

-24

остальные — жилые башни, хозяйственные пристройки

-25

и склепы пирамидального и двускатно-ступенчатого типа.

-26

Однако, "душа" Эгикала до сих пор жива в его предках: потомки знаменитых родов, владевших некогда здесь своими родовыми башнями до сих пор живут в Ингушетии и временами навещают свои родные места. Отсюда вышло множество знаменитых фамилий, таких как Батыровы, Аушевы, Гиреевы, Цокаевы, Толдиевы, Богатыревы и другие.

В Эгикале родился и знаменитый ингушский писатель Идрис Базоркин, написавший летопись жизни ингушского народа - "Из тьмы веков", гигантский макет этой книги установлен сейчас в столице Ингушетии - Магасе.

-27

На родной земле писатель нашел и свое последнее пристанище, он был похоронен в Эгикале в 1993 году.

-28

Кстати, говорят, что уже более 30 лет живет неподалеку от древнего башенного комплекса Эгикал Магомед Гуражев, решивший поселиться с семьей на родине предков. Это, фактически "последние из Эгикал", пытающиеся сохранить памятник старины собственными силами.

-29

В двух сотнях метров от башен Магомед построил небольшой дом, занимается разведением скота и содержит пасеку, а один из его сыновей - Зяудин - работает инспектором в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике. В его обязанности входит следить за сохранностью башенных комплексов, находящихся в ведении заповедника.

Семья Гуражевых пытается самостоятельно реставрировать старинную мечеть, которая была построена в Эгикале в 1890-1900 годах на основании одной из башен. Она была разрушена в период депортации ингушей.

-30

Магомед Гуражев говорит:

"Мне комфортно здесь жить, сознавая, что я прямой потомок Эги. Когда смотришь на эти башни и представляешь, как жили здесь наши предки, великие мастера, чувствуешь гордость, что они смогли сделать эти труднодоступные места обитаемыми и создать такую культуру. Я считаю за честь жить здесь и охранять свою родину - исконную колыбель ингушского народа."

Кстати, для тех, кто планирует свои поездки самостоятельно,
отели мы теперь бронируем на российских агрегаторах:

  • "Островок.ру" - здесь отличный выбор отелей как за границей, так и в России, не хуже, чем у Booking,
  • Hotellook.ru - сервис, позволяющий находить и сравнивать цены на отели в России, предоставляемые ведущими системами бронирования,
  • Bronevik.com - национальная система бронирования отелей, которая сейчас, в отсутствии иностранных конкурентов, выходит на передовые позиции, предлагая потрясающие цены,
  • Яндекс.Путешествия - здесь можно забронировать не только отель, но и авиабилеты, и билеты на поезда и автобусы,
  • Суточно.ру - крупнейший российский агрегатор краткосрочной аренды жилья, предлагающий более 75 тысяч вариантов квартир, домов, комнат и коттеджей в более чем 500 городах России.
  • авиабилеты покупаем на Aviasales
  • выгодную туристическую страховку выбираем на Cherehapa.ru
  • а на Tripster.ru или Sputnik8.com вы можете найти потрясающие экскурсии.

Ну а для тех, кто любит организованный отдых:

  • на Travelata.ru всегда можно подобрать отличный тур по ценам, даже ниже, чем у туроператоров!

Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал "Надюшка -путешественница" , я буду стараться радовать вас интересными статьями и видео.

Еще больше о наших путешествиях по России читайте и смотрите: