Сюжет:
Мальчишка без рода и племени, смутных очертаний, с приблизительным представлением о своём возрасте, становится игрушкой в руках судьбы. Не имея ни сил, ни желания сопротивляться влиянию других людей, яростных и страстных (мисс Хэвишем и Абель Мэгвич), он оказывается в плену ложных надежд о своём беззаботном денежном будущем бок о бок с красавицей Эстеллой. Но что такое викторианский роман, как ни нравоучительный урок всем зарвавшимся мальчишкам? Спойлер: преподает этот урок Великий Тролль Диккенс, а значит скучно точно не будет
Действующие лица:
Филип Пиррип (он же Пип, он же Гендель), Джо Гарджери, кузнец и его жена миссис Джо Гарджери (сестра Пипа), мисс Хэвишем, Эстелла, Джеггерс (адвокат), Уэммик (его помощник), семейство Покет (родня мисс Хэвишем), Герберт Покет (друг Пипа), Абель Мэгвич (беглый каторжник)
Время действия:
Вторая половина XIX века
Место действия:
Деревушка близ Темзы с поместьем Сатис Хаус, владелицей которого является мисс Хэвишем; позже - Лондон
Конфликт:
Избавление от глупых мечт и ложных надежд на пути к взрослению
Цитата:
"То был памятный для меня день, потому что он произвёл во мне большую перемену. Но так случается с каждым. Представьте себе, что из вашей жизни вычеркнули один особенно важный день, и подумайте, как по-иному повернулось бы её течение. Вы, кто читаете эти строки, отложите на минуту книгу и подумайте о той длинной цепи из железа или золота, из терний или цветов, которая не обвила бы вас, если бы первое звено её не было выковано в какой-то один, навсегда памятный для вас день"
ИМХО:
Было большое желание взять другую цитату, более страстную и яростную, произносимую мисс Хэвишем Пипу: "Люби её, люби её, люби! Если она к тебе благоволит - люби её. Если мучит тебя - всё равно люби. Если разорвёт твоё сердце в клочки - а чем старше человек, тем это больнее, - люби её, люби её, люби!", и я взяла бы её, если бы роман "Большие надежды" (по мне, так лучше звучит "Большие ожидания") был о любви Пипа к Эстелле. Но это не так. "Большие надежды" вообще производят впечатление "другого" романа Диккенса - юмор, сентиментальность и ирония, экстравагантные персонажи и злющие злодеи - всё на месте, и вроде бы объем книги даже по современным меркам внушительный - 500 страниц, но по меркам вселенной Диккенса всё в книге кажется сжатым, туманным, скрытым и холодным.
Как всегда у Диккенса судьбы персонажей переплетены теснее, чем комок шерстяных ниток в лапках котика, но у Диккенса нет никакого желания распутывать его, соединять сироток с беспутными родителями и выжимать слезу из читателя; нет желания вдаваться в подробности разгульной жизни Пипа в Лондоне, а также желания детально описать, насколько хорошо Эстелла усвоила уроки мисс Хэвишем в разбивании сердец в интерьерах светской жизни. Хотя на месте диккенсовская ирония: "Я убежден, что атмосфера этой залы, в которой мешались крепкие запахи мясного навара и конюшни, могла хоть кого навести на мысль, что дилижансы приносят маловато дохода и предприимчивый хозяин распорядился постепенно переводить лошадей на супы для постояльцев. И всё же для меня эта комната была раем благодаря Эстелле. Мне думалось, что с ней я мог бы быть счастлив здесь всю жизнь"; на месте - скрытый эротизм, когда Джеггерс требует от экономки обнажить свои сильные руки при желторотых юнцах, всё-таки что-то из текста выпадает.
Например, мисс Хэвишем и Эстелла. Может быть виной тому эмансипированный взгляд из XXI века, но какой Диккенс всё-таки женоненавистник! Говорю я это не со злобой, а с улыбкой, потому что люблю Диккенса бесконечно, но в "Больших надеждах" с женскими персонажами он не справился. Он одолел их внешнюю оболочку, будь то живая мумия мисс Хэвишем или спесивая гордячка Эстелла, но их внутренний конфликт и боль он не передал. Становится обидно за женщин, по-человечески так, сентиментально. Ну почему богатая и умная, пусть и с разбитым сердцем женщина должна заживо хоронить себя в доме-склепе? Ладно, можно принять во внимание её страстность и коварный план по отмщению всему мужскому роду за своё разбитое сердце посредством создания сверхоружия в лице обворожительной Эстеллы, но почему, ПОЧЕМУ при всех её деньгах и связях не сделать Эстеллу независимой, почему она отдала её замуж за неотёсанного мужлана Брамма в добровольное рабство без любви и уважения?..
Можно всё оправдать специфической женской логикой, хотя это в очередной раз докажет невысокое мнение Диккенса о женщинах, это больше мой личный конфликт с "Большими надеждами". Конфликт же самого романа опережает свое время и, возможно, по моему скромному мнению, закладывает кирпичик в строение экзистенциалистов, задавая главному герою вопрос - как примириться со своей судьбой, когда ты по всем определениям и канонам не главный герой любого романа, не обладаешь решимостью и смелостью действий и суждений, но течешь покорно, отдавшись во власть другим решать кем тебе быть и кого любить?..
Спасением для Пипа является дружба, с Гербертом Покетом, в которую он вкладывается и финансово, за что будет материально вознагражден, и с Джо Гарджери, больше покаянная, когда спесь джентльменства опадает с Пипа, как с должника - последние штаны, и на ее место приходит мольба: "О Джо, ты разрываешь мне сердце! Изругай меня, Джо! Побей меня, Джо! Назови неблагодарным. Не убивай меня своей добротой!" Подобные нравственные связи делают прозу Диккенса и прозу жизни более душевной и человечной, чем всевозможные разговоры с воображаемым Богом