В хакасской степи, недалеко от Аскиза, более пяти тысяч лет стоит каменная стела из песчаника, изображающая беременную женщину с раскрытым в крике ртом. Это Улуг Хуртуях Тас, Хакасская Матрона. Жительницы Хакасии всех наций приходят к ней с просьбами исцеления, помощи в рождении ребёнка, и так далее. Можно считать это чем угодно, хоть самовнушением, хоть эффектом плацебо, но историй исцеления и помощи со стороны Улуг Хуртуях действительно очень много.
История Улуг Хуртуях и сама по себе полна удивительных фактов. По легенде, это была живая женщина, жена богатыря Сартахпая. Случилось так, что к ним пришли враги. Сартахпай и Улуг Хуртуях со своими детьми вынуждены были спасаться бегством. Сартахпай велел семье бежать вперёд, а сам остался, чтобы задержать врагов. Дети Улуг Хуртуях испугались и потерялись в степи. Долго ждала женщина мужа и детей на берегу реки. Не дождалась и заплакала с горя. А потом запела. И так тронула ее песня Хайрахана - творца, - что он пожалел ее. Сделал он ее каменной богиней, и наказал во веки веков дарить людям то, чего им не хватает.
В переводе с хакасского Улуг Хуртуях Тас значит "большая каменная баба", или "большая каменная бабушка". Ее так же называют Хуртуях Иней, что означает Каменная Мама. Это самый сакральный памятник хакасов, самый почитаемый и знаменитый. Он так же является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В советское время, в 1953 году, её забрали в музей, и много лет хакасы боролись за то, чтобы их святыня вернулась в родную степь. В 2003 году, ровно через пятьдесят лет, это всё таки произошло. Улуг Хуртуях вернулась в центр древнего могильника, простирающегося на 35 километров, близ аала Анхаков, в Аскизском районе. Это самое большое скопление древних менгиров в мире.
Так как песчаник - очень хрупкий материал, и ветер и дождь сглаживают черты богини, ее решено было укрыть в стеклянной юрте. Вокруг неё по-прежнему родная степь, над головой небо, всегда видное через отверстие в крыше юрты,
И она по-прежнему исполняет наказание творца: даёт людям то, о чем они ее просят. Женщинам детей, мужчинам разума и успеха, всем без различий здоровья и мира. В ее юрте всегда много подношений, молочных продуктов, мягких игрушек. А ещё - и это испытал сам автор, - возле неё возникает удивительное ощущение покоя и безопасности. В её юрте можно просто сидеть, часами, не испытывая ни скуки, ни усталости.