«Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса полвека спустя!!»
В. И. Ленин. ПСС. Т. 29. С. 162.
Закостенелость догм марксизма периода СССР уходит в небытие. Как писал Энгельс, Марксизм не догма, а руководство к действию, о чём коммунисты почему-то стали забывать, воспринимая ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ классиков как талмуд, вытаскивая оттуда цитаты и фразы как извечные истины.
Современность же ставит перед марксистами ряд новых испытаний, в числе которых есть вопрос о положении капитализма сегодня, вопросы о рабочем движении и целесообразности изучения диалектики. Про последнее мы и будем сегодня говорить.
Что такое диалектика и зачем она нужна?
Диалектика появилось ещё в древней Греции. Сразу хочу заметить один немаловажный момент: этимология слова «диалектика» происходит не от δίς что значит «дважды», а от διά что значит «через; раздельно» и второй части слова λέγω что значит «говорить». Таким образом диалектика — это не говорение двух, или говорение через два, а дословно переводится как «через разговор». Ну а если по понятному, то «искусство спорить» или «вести рассуждение».
Саму историю её зарождения, от Аристотеля и Гераклита, я не вижу особого смысла рассказывать, кому интересно это всё есть в википедии. Замечу что это не исключительная выдумка шаловливых греков, но и нечто подобное было и есть у даосистов Китая, инь и янь как единство и борьба противоположностей.
Что же такое диалектика сегодня?
Несомненно, самую основательную роль в развитии диалектики сыграл Георг Вильгельм Фридрих, как его там, Гегель.
Гегель вывел диалектику на принципиально новый уровень, свёл разрозненные философские категории в единую систему логики в противовес бытующей в массах метафизической.
Метафизической?!
Так диалектики, пренебрежительно, обзывают формальную логику, по причине её односторонности, ведь в диалектике принято смотреть на все вещи с двух сторон.
Чем же формальная логика отличается от диалектической?
Формальная логика это, прежде всего — о, чудо! — про правильность формы.
В себе, эта наука, делится на дедуктивную (от общего к частному) и индуктивную (от частного к общему) логики.
Содержание умозаключения формальной логике безразлично, ей главное — соблюдение формы, чтобы избежать противоречий. В отличии от формальной логики, в диалектике важна не только форма, но и содержание. В диалектическом суждении важнейшую роль играет наличие снятых противоречий.
Чувствуете уже разницу: одно противоречия снимает, а другое их избегает.
То есть в диалектике только то может быть истинным, что в себе имеет снятые противоречия. Притом так как диалектике небезразлично содержание, она всегда совпадает в суждении с реальностью. В это же время в формальной логике истинным может быть и то, что не соответствует действительности, но формально верно из аргументов посылок.
Истина — это соответствие понятия объекту и объекта понятию. Формальная логика находит правду, а диалектическая логика — истину.
Чем отличается диалектический метод от метафизического?
Для начала нужно сказать, что такое метод.
Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.
Если давать классификацию всем методам, то существует две группы методов: метафизические методы и диалектический метод познания.
Упомянутые мною раньше дедуктивная и индуктивная логики относятся к разряду метафизических методов познания так как дают одностороннюю правду. Диалектический метод, как я уже говорил ранее, это осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.
В метафизическом методе, возводят предмет в понятие и на этом останавливаются, сопрягая новое понятие с другими понятиями внешним образом, то есть формой.
В диалектическом методе – рефлектируют развёртывание понятия и соединение его с другими понятиями развивающейся действительности.
Диалектический метод более сложный чем формальный, он включает в себя этот метафизический метод, в смысле его односторонности, как свой момент. Собственно, диалектический метод изучает объект в развитии, а не как некую абстракцию, оторванную от реальности чем, и занимается формальная логика.
Где изложена диалектическая логика?
Диалектическая логика наиболее полно изложена в трёхтомном труде Гегеля «Наука логики». Именно в этой, с виду непостижимой работе, закопан клад под пеплом идеализма.
Да, Гегель был идеалистом, и в его работе это чувствуется, но нет более полного компендия диалектики, чем в ней, пока нет. Маркс и Энгельс, хоть и поставили диалектику с головы на ноги, но так и не смогли вполне изложить её материалистично. Категории логики Гегеля — это клад всего человечества, который лежит, незаслуженно всеми забытый, на дне истории. Как бы не плевались отдельные марксисты, лучше, чем Гегель диалектику никто не объяснил. Да и классики не чурались признаться в том, что Гегель их учитель.
Теперь, когда мы знаем, что такое формальная логика, что такое диалектическая логика, в чём её метод и где её изучить, мы наконец-то можем дать суждение о том, зачем же нужна диалектика?
Как было сказано мной в самом начале: «Марксизм не догма, а руководство к действию». Именно это стали забывать господа теоретики современности, они зазубривают Маркса, Энгельса и Ленина и не могут дать адекватную оценку современности.
Почему так? У них нет желания? Возможности? Нет. У них нет метода.
Они не знают диалектику, да что там диалектику, они и формальную логику редко понимают. Диалектика это прежде всего инструмент умозаключения, такой же как формальная логика, но гораздо сложнее и содержательнее. Для того что бы марксизм не гнил сам в себе, для того что бы не идти вперёд, озираясь назад, нужно обладать методом анализа мира вокруг, нужно знать логику. И диалектика в этом вопросе наш несомненный союзник.