Найти тему

Александр ШУВАЛОВ: «В России и сейчас на бакалавров смотрят как на недоучек»

Минобрнауки РФ заявило о намерении отказаться от Болонской системы

Свершилось! Министр образования и науки РФ Валерий Фальков дал недвусмысленный комментарий о ближайшем отказе России от Болонской системы и создании отечественных программ. Я сразу же связалась с председателем Комитета Государственного Совета РК по образованию, науке, молодёжной политике и патриотическому воспитанию Александром ШУВАЛОВЫМ, и вот о чём мы поговорили.

А. Шувалов
А. Шувалов

— Как вы, Александр Александрович, восприняли новость?

— Мы давно ждали такого решения. Вузы в Советском Союзе блестяще готовили специалистов, без всякой Болонской системы. Чем, я думаю, она привлекла российское руководство? Тем, что открывала доступ в самые элитные университеты абитуриентам из российской глубинки.

— Но при этом вводила систему тестирования, образование превращалось в нечто схожее с заполнением клеточек кроссворда, и студенты говорили, что Волга впадает в Неву или что Наполеон воевал под Сталинградом.

— Я добавил бы и другие минусы. К примеру, деление вузовского цикла на бакалавриат и магистратуру. У нас в России бакалавры воспринимались просто как недоучки, и никакие европейские ветры не вымели из сознания такое отношение к окончившим четыре курса. Магистратура предоставляла ограниченное количество бюджетных мест, что закрывало дорогу к полноценному образованию талантливым ребятам из небогатых семей.

«И куда же впадает Волга?..»
«И куда же впадает Волга?..»

— В конечном счёте это сказалось на подготовке специалистов. Скажу на примере нашего цеха. В СССР только с десяток университетов готовили журналистов. Сейчас факультеты журналистики есть даже в технических институтах, а приличного репортёра днём с огнём не сыщешь.

— Поэтому и надо возвращаться к своим корням и наработкам. Не думаю, что стоит слепо копировать то, что было в советское время. Жизнь ушла далеко вперёд, и былого не вернёшь. Однако у нас множество академиков, НИИ, методических центров, авторских школ. Есть потенциал для разработки российской системы. А в ней надо учесть и национальные традиции, и менталитет, и особенности экономики, и культуру.

— Какие шаги будут сделаны далее?

— Ну, это вопрос не моей компетенции. Убеждён, президент будет курировать отказ от Болонской системы, поэтому всё пройдёт достаточно быстро. Может быть, уже в следующем году мы увидим новые правила. А задачу нашего комитета вижу в том, чтобы выполнять решения Минобрнауки РФ, двигаться в одном алгоритме со страной, помогать и менять жизнь к лучшему.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО
Фото Валентина Гусева и из открытых источников