Найти тему
Пограничный контроль

Сила страха – чего и почему мы боимся?

Воображаемый, неконтролируемый, нерациональный страх, как мы выяснили, нередко становится причиной агрессии. Агрессия в этом случае – способ защиты от возможного ухудшения своего статуса кво, нарушения привычных для агрессора представлений, убеждений, картины мира в целом.

Такой страх основан на глубинных инстинктах самосохранения, когда эти инстинкты не защищены уверенностью в себе, чувством своей ценности и самодостаточности. Агрессор, чья агрессия вызвана страхом, как правило, очень не уверен в себе, и именно поэтому боится – он буквально ощущает зыбкость почвы под своими ногами. Чем сильнее нерациональный страх, тем на большей неуверенности в себе он основан, тем сильнее и ужаснее будет защитная агрессия – агрессор действительно испытывает первобытный ужас перед своим возможным уничтожением и поэтому готов пуститься во все тяжкие.

Кадр из сериала "Во все тяжкие", kino-teatr.ru
Кадр из сериала "Во все тяжкие", kino-teatr.ru

В современном обществе, держащим курс на развитие личностной индивидуальности, глубинные инстинкты самосохранения подобным образом срабатывают редко – их защищает серьезная надстройка самосознания, понимание себя и своих триггеров, умение различать и интерпретировать свои эмоции. Все это как раз и формирует уверенность в себе, которая защищает индивида от нерационального страха. И, как следствие, уменьшает возможность проявления агрессии.

В архаичной этической парадигме, где сознание человека тесно сплетено с сознанием других, где нет никакого развития личного самосознания, нет и этой надстройки, которая дает уверенность в себе. Она не защищает человека от глубинных инстинктов, которые и резвятся на свободе. Человек в таком обществе не осознает свою ценность сам по себе, а привык себя сравнивать с другими, равнять их с собой или противопоставлять себя им.

Это – практически единственный его способ функционировать как индивид. В своем самосознании он может отталкиваться только от других, а самого себя он не знает, не понимает и не представляет. Откуда же ему взять уверенность? Любая инаковость в таком мировосприятии способна вызывать страх, потому что ощущается как экзистенциальная угроза – раз им можно быть другими, значит, быть таким, как я, нельзя.

Перестать бояться на деле равносильно тому, чтобы приобрести уверенность в себе, а это, в свою очередь, возможно только при выходе из архаичной парадигмы. В обществе, где вас защищает только коллектив, вы не можете защитить сами себя. А там, где вы приобретаете уверенность и теряете страх, невозможно, условно говоря, «маршировать в общем строю».

Только опора на собственные силы помогает нам перестать бояться. Если мы продолжаем рассчитывать на других, страх будет продолжать властвовать над нами.