Одна из самых знаменитых коллекций Фаберже родилась в 1885 году, когда император Александр IIIпожелал сделать своей супруге оригинальный подарок на Пасху. Ювелир предложил действительно необычное решение – драгоценную вещицу в форме яйца. При этом, «скорлупа» играла роль шкатулки, внутри которой находился сюрприз.
Традиция с пасхальными яйцами продолжалась вплоть до революции. Некоторым представителям высшего сословия понравилась идея, и к праздникам мастера Фаберже готовили подарки и для них, правда далеко не такие роскошные, как для императрицы. Всего их было изготовлено около пятидесяти.
Работа над драгоценными яйцами никогда не прекращалась. Каждый экземпляр требовал масштабной подготовки и детальной проработки. Поэтому, к созданию следующего подарка приступали сразу после Пасхи и трудились весь год. Готовый подарок передавался в руки императору во время Страстной недели, а в Великую субботу он вручался императрице. В этот день во дворце обязательно дежурил один из ювелиров, чтобы оперативно внести изменения в драгоценность. К слову, такая услуга так и осталась невостребованной.
Яйцо под названием «Клевер» появилось в царской коллекции в 1902 году. На мой взгляд, это один из лучших вариантов. В нем нет помпезности, лишних деталей. Трилистник из платины инкрустирован небольшими бриллиантами в огранке «роза», а точеные золотые листики покрыты зеленой эмалью и выглядят очень реалистично. Эта техника называется оконной и считается одной из самых сложных, ею владели только самые искусные русские мастера.
Кстати, автором этого шедевра был Михаил Перхин, один из гениальнейших ювелиров компании Фаберже. Он был выходцем из простого народа и собственным трудом добился фантастических успехов. Родился Перхин в деревне в небогатой семье, потом перебрался Санкт-Петербург и некоторое время работал подмастерьем у местного ювелира. Явный талант позволил ему получить место в фирме Фаберже. В возрасте 26 лет он уже возглавлял мастерскую и создавал самые выдающиеся изделия, в том числе и пасхальные яйца. После смерти мастера в 1903 году, управлять мастерской стал его преемник Вигстрем.
Вернемся к самому яйцу. Невозможно перестать восхищаться этим чудом. Посмотрите, насколько точно автор передал красоту нежной листвы и соединил их едва заметными золотыми стебельками. Между бриллиантовым и зеленым клевером виднеется полоска ярких рубинов. Эти камни считаются символом страстной любви, видимо, именно это хотел подчеркнуть мастер. Драгоценное яйцо установлено на золотые гнутые ножки с крошечными листиками клевера. Удивительно, но металл имеет слегка зеленоватый оттенок, который отлично гармонирует со всей композицией. Согласно документам, стоимость яйца составляла почти девять тысяч рублей, что в царские времена было целым состоянием.
Как мы помним, каждое яйцо содержало в себе сюрприз для императрицы. К сожалению, сокровище из «Клевера» было утеряно или продано во времена революции. Как бы там ни было, до наших дней оно не дошло. Специалисты проделали огромную работу и нашли записи, в которых описывалось содержимое драгоценного яйца.
Выяснилось, что внутри располагался большой клевер с четырьмя листиками. Они были инкрустированы двадцатью тремя бриллиантами, а в серединках находились миниатюрные портреты Великих княжон. Могу себе представить, насколько красиво и богато это выглядело.
Думаю, четырехлистник автор выбрал неспроста. Все мы знаем, насколько редко такие листики встречаются в природе. Считается огромной удачей найти такой, а тот, кому это удастся, совершенно точно обретет счастье и любовь. Автор хотел сказать, что судьба подарила императору все, о чем простые смертные могут только мечтать. Николай II был доволен своим браком, а рядом с Аликс обрел покой и счастье.
Император не вмешивался в работу ювелиров и полностью полагался на их вкус. Уверена, и в этот раз он высоко оценил их труд, а Александра Федоровна была тронута до глубины души. Сегодня яйцо «Клевер» можно увидеть на тематической выставке в Оружейной Палате Кремля.