Найти тему

Постмодернистский «Рояль с сыром»

Постмодернизм как направление появилось относительно недавно, но уже сейчас имеет ряд культовых произведений, по котором его узнают и ценят.
Чтобы понять суть постмодернизма и его особенности, книжным червям рекомендуется прочитать «Имя розы» Умберто Эко, а киноманам - посмотреть «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
Картина удостоена таких наград, как «Оскар», «BAFTA», «Золотая пальмовая ветвь» и «Золотой глобус». А «Кинопоиск» и «IMBD» дали оценки фильму 8.6 и 8.9 соответственно.
Так почему же вторая картина Тарантино - один из самых известных и примечательных фильмов этого направления?

Линейный сюжет? Ха-ха, нет!

  Фильм состоит из 5 частей, которые расположены не в хронологическом порядке. Это настоящая пытка для консервативных зрителей - следить за сюжетом: сначала конец, потом середина начала, начало конца, середина и так далее.
  Картина не имеет завязки, кульминации и остальных элементов классического фильма. И при этом каждой из частей «Криминального чтива» удаётся одинаково хорошо сохранять интригу и интерес зрителя до самых титров. Создаётся ощущение, что смотришь 5 мини-серий, связанных между собой главным герое, которого, правда, убивают в середине фильма.
  Сам же Тарантино объясняет нетривиальность композиции тем, что просто захотел снять фильм именно так. Кратко и ясно.
  Однако ярые поклонники творчества Квентина пытаются найти причину именно такого расположения частей фильма.
  Одна из самых популярных версий - для того чтобы не вешать на героев ярлыки монотонности характера. Эту мысль, которую тотчас же поддержали многие поклонники, впервые высказал российский критик Александр Соколов. Его идея небезосновательна и кажется правдивой.

Скажем морализации «нет»!

  В фильме нет положительных или отрицательных персонажей, а каждая его часть заставляет посмотреть на героя под другим углом.
  Бутч, сыгранный Брюсом Уиллисом, проворачивает незамысловатую аферу, обманывая Марселласа Уоллеса. Последний, конечно же, желает отомстить боксёру, но и предположить не может, что вскоре Бутч сам спасёт его.
  Так где же тут грань между добром и злом? Она стирается, а на её месте появляется такое понятие, как собственная выгода.
  Бутч спасает своего врага не из-за угрызений совести или нравственных устоев, а ради сохранения собственной жизни, и понимает, что лишь в этом случае они с Марселласом будут в расчёте.
  Вот ещё пример: Джулс - наёмный хладнокровный убийца Марселласа, беспрекословно исполняющий его поручения с излишней жестокостью. Но после одного случая его идеология и мировоззрение в корне меняются, он хочет «уйти в завязку», жить иначе. И начинает свой новый путь с того, что щадит грабителей в закусочной и отдаёт им свой толстый бумажник. Непонятный поступок для человека, который убивает чаще, чем ест бургер.
  В фильме вообще все герои обладают чертой непостоянства характера и многогранностью собственных суждений. Их нельзя разделять на хороших и плохих. Для различных людей одно и то же деяние может иметь совершенно разную окраску: для одного она положительная, для другого - отрицательная. Правы оба, и оба неправы.

Двойное кодирование

  Самая яркая отличительная черта фильма - его смысловая нагрузка действий и фраз.
Каждый видит своё и понимает цитаты героев индивидуально:
―В Париже его называют «Рояль с сыром». Знаешь, почему так?
―Метрическая система?
―Гляди, как наш Бред мозговит! Смышленый сукин сын, это точно - всё просёк.
  Этот короткий диалог можно трактовать по-разному. Каждый найдёт в нём свой смысл: один подумает о различиях европейцев и американцев, другой - о познаниях среднестатистического американца.
  Да что там цитаты. Самая интригующая и субъективная вещь в фильме - это чемодан Марселласа Уоллеса. Что в нём? Абстрагируясь от предположений, основываясь лишь на реалиях фильма, самым правильным ответом будет - не знаю.
  Чемодан открывали 3 раза, но никогда не показывали, что в нём. Одни считают, что в нём душа Марселласа, другие, что там сияние судьбы, бремя личности и так далее.

  Сколько людей - столько и мнений. Тарантино не создал идеальный фильм, лучше - дал зрителю возможность его сделать идеальным для самого себя, привнести в каждое слово свой смысл, понимать так, как хочешь, и читать между строк шифром, который можешь понять только ты. А, может, зритель и вовсе не найдёт смысла, ведь в постмодернистском кино форма, как правило, преобладает над содержанием.
  Более того, у человека меняются взгляды, мировоззрение, и если пересмотреть «Криминальное чтиво» лет через 5, то можно найти в нём совершенно иные смыслы. А это значит, что «Рояль с сыром» будет удивлять зрителя всё снова и снова.